ГлавнаяСтатьиСтатьи - рубрика ПраздникиГлубока ли крещенская прорубь?

Глубока ли крещенская прорубь?

18.01.2010

О том, как не превратить крещенское омовение в бессмысленный аттракцион, а приступить к нему с настоящим пониманием совершаемого обряда, мы поговорим с о. Сергием Старокадомским, дьяконом Никольского храма г. Солнечногорска. Уделим мы внимание и советам ЛОР-врача зеленоградской поликлиники № 65 Нины Павловны Лашиной, которая расскажет о том, как не навредить купанием в проруби своему здоровью.

– Отец Сергий, праздник Крещения – что это? Что мы празднуем в этот день? В чем глубинный смысл этого дня?

– Празднование Крещения, как и любой церковный праздник – это не просто воспоминание о давнем событии (в данном случае – крещении Иисуса Христа в Иордане), но и участие в его переживании.

Стоит задаться вопросом: что же происходит во время Крещения? Вспомним историю. Вышел Иоанн Креститель и сказал народу иудейскому: «Покайтесь и креститесь!» – «Почему?» – «Приблизилось время».

О чем говорил Иоанн Креститель иудеям? Он призвал их пройти давно известный обряд омовения – обряд вхождения язычников в народ Божий. Что же символизировал этот обряд? Ровно то же самое, что и для нас символизирует Крещение, когда с человека смывается его предыдущий грех, его нечистота. Но в понимании иудеев они уже очищены – очищены законом. А Иоанн Креститель их призвал к совершенно революционной вещи, которая звучала для них почти как оскорбление. Представьте себе, что сейчас кто-то придет в храм и скажет: «Вам всем нужно снова креститься!» Его тут же вынесут и сдадут, кому положено, как нарушителя общественного порядка. Но в то время к Иоанну приходили и крестились люди, влекомые и осуждаемые своей совестью, понимающие, что в их жизни что-то настолько не так, что требуется очищение.

– То есть, мы, по сути, повторяем таинство Крещения?

– Ни в коем случае никого не призываю креститься во второй раз. Мы в Символе веры говорим о едином Крещении. Но Крещение – возможность провести ревизию своей жизни, своей совести. Посмотреть, как вы стоите перед Богом, не являются ли для вас отношения с Богом чем-то просто обрядовым, второстепенным, чем-то, что не наполняет вашу жизнь, не изменяет ее: вот у вас есть работа, вот ваш дом, а еще по выходным вы иногда ходите в церковь.

Когда мы читаем Евангелие, мы с большой охотой пускаемся в осуждение иудеев, фарисеев и всех, кого можно. Но если мы внимательно посмотрим на свою жизнь и попробуем себя спросить: а так ли строго я оцениваю себя самого? И, к сожалению, окажется, что далеко не всегда. Нам свойственна успокоенность, ощущение, что в жизни все в порядке. А что значит «в порядке»? Живу ли я действительно тем, что говорил Господь? Разделяю ли свою жизнь с близкими, люблю ли я так, как призывает Господь? И, главное, тревожит ли мою совесть то, что я живу не так? Если моя совесть успокоенная, то я бы поостерегся кого-либо осуждать. Я бы посмотрел в данном случае на себя, потому что в те далекие времена толпы людей, мучимые своей совестью, приходили креститься к Иоанну Крестителю.

А теперь поговорим о совершенно парадоксальной вещи. Что происходит, когда к Иоанну Крестителю приходит Иисус? Люди прих одят, чтобы смывать свои грехи. Но мы знаем, что Господь безгрешен. Какие грехи надо смывать Иисусу? Все это непонятно для нас и странно. Иоанн Креститель говорит Иисусу: «Я не достоин тебя крестить!» На что Иисус отвечает: «Так нам надлежит исполнить всякую правду».

Святые отцы, размышляя над этим, говорили нам, что именно в этот момент Иисус входит в Иордан, чтобы взять на себя человеческий грех и понести его на крест. И неслучайно Крещением начинается путь земного служения Христа. Он берет себе весь тот грех, который мы отдаем Крещением. Поэтому мы до сих пор, когда молимся о крещенской воде, о той воде, которой мы крестим в течение года взрослых и детей, просим Бога о том, чтобы он сделал эту воду священной водой Иордана. Всякий раз, когда мы приводим кого-то креститься, мы его приводим в тот же Иордан, смывающий с него грех, который берет на себя Господь, чтобы потом быть распятым на кресте.

– Вообще, каков этот праздник, скажем, по эмоциональной тональности? Вот Рождество, Пасха – очевидно, очень радостные, они связаны с торжеством жизни, а Крещение какие чувства должно вызывать, ведь мысли о грехе не всегда нас могут воодушевить?

– По-моему, Крещение должно вызывать в сердце верующего человека чувство глубокой благодарности к Господу Богу. Воспоминание о Крещении – это воспоминание о том, что Господь, не будучи грешен, взял ваш грех и понес его, освободив вас от последствий этого греха. И потом этот путь продолжается до распятия, до Воскресения Христа. Хочется благодарить Бога за это Крещение и вспоминать его радостно. Я думаю, эта радость понятна человеку верующему. Верующий от неверующего отличается только одним – умением взять на себя ответственность за свою жизнь. Он не закрывается от сложных вопросов – вопросов о смерти, неудобных вопросов о смысле жизни.

– Действительно, сейчас многим этот вопрос кажется смешным – а в чем заключается смысл жизни? Часто его считают признаком незрелой личности, чем-то наивным…

– Все люди в возрасте от 12 до 16 лет задаются вопросом о смысле жизни. Но почти все к 20 годам либо откладывают этот вопрос как ненужный, либо говорят, что на этот вопрос нет ответа, либо считают этот вопрос «детским», не заслуживающим внимания. Но всё, что нас окружает, говорит о том, что это не так. Даже делая простую табуретку, мы видим в ней смысл: она существует для того, чтобы на ней сидеть. Всё, что нас окружает, имеет смысл. А человеческая жизнь не имеет смысла?! Ее смысл больше, чем мы можем себе представить. Он находится за границами этого мира. И верующий человек – это тот человек, который не боится идти за границы обычного человеческого понимания обычного материального мира.

В поисках смысла человек не боится наступить на горло собственной песне, поскольку, если смысл есть, то он больше, чем собственное «Я», а это значит, что он может и должен менять его жизнь. Обычному человеку уютней, когда он сам определяет смысл своей жизни, сам определяет свою жизнь. По-настоящему верующий человек не боится задавать себе «неудобные» вопросы, не боится оставить свои представления о жизни и попробовать услышать то, что Господь думает о его жизни. Когда ты начинаешь об этом размышлять, то понимаешь, что ты живешь как-то не очень верно, это не соответствует высокому настоящему смыслу жизни. А ведь то, что не соответствует подлинному смыслу жизни, уводит в сторону от него, называется грехом. Господь нас к этому смыслу возвращает.

– Для большинства людей тема греха очень сложная и страшная, они избегают ее. Может быть, мысли, высказанные вами, будут для кого-то слишком глубоки…

– Мне кажется, что у человека есть потребность в его глубинной человеческой правде. У нас есть такая ловушка – свое понимание мира, которое заключается в том, что надо жить и не париться, жить и не задумываться ни о каком смысле жизни, надо просто жить – все остальное глупость, которой не надо забивать себе голову. Позиция страуса. Помните старый анекдот? В зоопарке на клетке со страусом написано: «Просьба страусов не пугать: пол бетонный!» Вот и у нас тоже бетонный пол. И каждый раз, когда мы сталкиваемся с вещами, далекими от правды жизни, мы разбиваем лоб о бетонный пол. В позиции страуса хорошо, когда все хорошо. А когда все плохо, тогда непонятно.

Есть и другая позиция – позиция псевдорелигиозности. Она заключается в том, что человек – никто, и звать его – никак. Существует некая высшая сила, которая является всем, и в ней надо просто раствориться. Человек является некоей эманацией этой высшей силы. И это тоже неправда. Православная церковь говорит о том, что человек – это личность, которую Господь создал с любовью, это больше, чем весь мир. Человек – личность, которая никогда не повторится: она абсолютно уникальна. Каждый человек понимает свою исключительность. Но эта исключительность тогда исключительна, когда она есть в Боге и с Богом.

В одной книге я прочитал, что человек, который ни разу не пробовал соль, попробовав ее, заявил, что продукт с таким резким вкусом нельзя добавлять в еду, потому что он перебьет вкус любого продукта. Но мы-то с вами знаем, что соль, если ее правильно применять, только подчеркнет и усилит вкус еды. Так и вера. Она не делает людей одинаковыми. Она, наоборот, подчеркивает индивидуальность каждого, но не ту, которую мы сами для себя придумываем, а ту, которую в нас заложил Господь. Грех – это то, что мешает раскрываться индивидуальности, разрушает нашу человеческую подлинность, человеческую вечную сущность. Грех – это то, что убивает человека. Когда Господь очищает нас от греха, он умирает вместо нас, но дает нам возможность жить. Этот путь начинается с Крещения.

– А само купание в проруби как часть крещенского обряда – что это? Церковь в этот момент выходит за стены храма, можно сказать, сама природа становится Церковью.

– Как вы замечательно сказали! Действительно вся природа, вся вода становится тем, что освящает, тем, что напоминает нам о Боге, являет нам его присутствие. Мне очень понравилось высказывание в одной книге, что вода – это Божия любовь, явленная вот таким образом. Я бы эту мысль расширил. Весь мир – это Божия любовь, явленная в ощущениях. И в данном случае, когда вся Церковь выходит молиться о воде, об освящении воды, весь мир становится Церковью. Не в смысле храмового здания, а в смысле собрания, которое направлено к Богу. Это церковное понимание. Оно удивительно. И таинство святой воды тоже удивительно.

Я думаю, что ни для кого не секрет, что эта вода стоит в обычной пластиковой бутылке в течение года, и с ней ничего не происходит. Попробуйте обычную воду поставить в такую же бутылку и сравните. Здесь весь мир на какой-то момент приоткрывает свою тайну посвященности Богу. Темень греха отходит на время, чтобы показать, что весь мир таинственен, он большой, красивый.

– Моя бабушка – скорее противник Церкви. Мне всегда было сложно понять, во что она верит. Она не атеист, но ее очень раздражает Церковь православная, ей кажется, что попы заелись, что настоящей веры тут не найти. И никогда не упускает случая на эту тему высказаться. Но при этом, когда речь зашла о Крещении, она вдруг стала говорить, что да, конечно, надо сходить за святой водой, надо окропить углы, окропить себя. То есть произнесла целую речь о пользе крещенской воды. А я растерялась, не знала, как к этому относиться. С одной стороны, хорошо, что хотя бы в такой момент человек обращается к Богу. А с другой стороны, к Богу ли он обращается? Просто есть такая идея, что это что-то вроде «живой воды» – как в сказках. Окропишь себя ей, и все будет хорошо. В этом есть что-то магическое.

– Конечно, есть в представлении о живой воде что-то языческое. Но я бы не спешил с однозначной оценкой. У человека есть потребность в таинственности, есть потребность в том, чтобы удовлетворить ту часть его жизни, которая является тайной. И лучше, когда он за этим приходит к Богу. У него больше шансов выйти на что-то правильное. Существует искушение, очень типичное – сказать, что в Церкви есть заевшиеся служители, грубость, бабушки кусаются. Все это знают.

У Церкви есть две природы – Божественная и человеческая. И свое человеческое мы тоже туда приносим. Люди, которые служат в Церкви, они такие же люди, и они находятся на том же пути, что и мы. Неправильно, когда нам кажется, что если человек пришел в Церковь, то у него сразу выросли крылья. Тут есть падения, есть вставания, есть много чего. Но давайте мы будем идти вместе. Человек в Церкви хочет идти по пути к Богу. Это его дерзновение, его движение, и оно мне кажется более правильным и честным, чем отсутствие всякого движения, которому всегда найдутся оправдания... При этом я ни в коем случае не оправдываю того, что происходит в Церкви, я просто призываю относиться с пониманием к этому и прощать. Ведь мы себя прощаем. Господь призывает нас прощать друг друга. Без прощения мы никогда ничего не поймем и никуда не двинемся.

– Спасибо за такой содержательный разговор, теперь многое в этом празднике стало для меня куда более ясным.


Но чтобы крещенское купание было не только чем-то, что не лишено смысла, но и по-настоящему безопасным, не обойтись без советов врача, за которыми мы отправились в зеленоградскую поликлинику № 65, к врачу-отоларингологу Лашиной Нине Павловне.

– Нина Павловна, как все-таки относиться к этому обычаю – погружению в ледяную воду? Многие практикуют это и не только на Крещение, но зачастую и в другие дни… Нет ли тут скрытой опасности?

– Хочу подчеркнуть, что это лично мое мнение. Я считаю, что это хорошее закаливание, если оно является завершающим этапом длительного процесса, который включал бы постепенное обливание водой – до температуры холодной воды из крана. Это будет хорошей подготовкой к купанию в проруби. И не надо забывать, что тяжелые хронические заболевания могут обостряться при купании в проруби неподготовленного человка. Также я бы не рекомендовала окунаться в прорубь в период острого инфекционного заболевания – может появиться ухудшение процесса.

– А само крещенское купание, когда человек идет в прорубь не ради закаливания, а ради духовных целей – всем ли оно показано, тем более, что обычно это разовая акция, то есть что-то, что еще не вошло в привычку?

– Если человек подходит к купанию на Крещение Господне с верой (твердой, истинной верой в Бога, а не «на всякий случай», как писал Достоевский) и надеждой, то Господь обязательно ответит ему любовью и благословением. Однако же, при острых и хронических заболеваниях уха, горла, носа лучше предостеречься от следования этому обычаю или, во всяком случае, избегать полного погружения (с головой).

– Как лучше подготовиться к крещенскому купанию и как вести себя после него?

– Готовиться лучше заранее, как и к любому другому купанию в проруби, я уже немного об этом рассказала – обливаться холодной водой и т. д. После купания нужно обязательно обтереться сухим полотенцем и надеть обувь и белье (в первую очередь).

– Спасибо, Нина Павловна! Теперь, я думаю, удастся не только получить большую духовную пользу от этого дня (вернее, ночи), но и не навредить здоровью.

В Зеленограде крещенские Иордани – большие проруби для купания в форме креста – будут устроены на Черном и на Школьном озерах. Купель будет оборудована и в храме Рождества Божией Матери в селе Поярково (проезд от станции Сходня автобусом № 44 до остановки «Храм»). Перед купанием совершается молебен, после чего желающие могут погрузиться в воду. Также в церквях накануне Крещения, в крещенский сочельник проводится чин освящения воды.

Автор: Морозова Александра
Статью прочитали 8410 раз(а)
Комментариев: 22


Комментарии к статье:

Страницы: 1 2 3 След.
0
k7ObAjpz8Tn
It's always a relief when someone with obvious exirptese answers. Thanks!
Имя Цитировать 0
0
Сергей
Всем здрасти!!! Хочу поделиться впечатлениями после купания в иордани) Купался в первый раз с братом никаких подготовок и тренировок абсолбтно. Ощущения непередаваемые ЭТО НАДО ПРОБОВАТЬ САМОМУ! Так что всем здоровья.И спасибо за сайт!
Имя Цитировать 0
0
тихон
купаюсь не первый год!благодать!в большекулачье.
Имя Цитировать 0
0
devarussa
спасибо автору за интересную статью
Имя Цитировать 0
0
Леля
Было очень круто.Купались в Большекулачье 20.01.10г.-я,муж и племянница.Температура воздуха -30градусов.Все было организовано и продумано-палатки для переодевания(для мужчин и женщин),спасатели(на всякий случай),горячее питание.

Имя Цитировать 0
0
Светлана
Я ныряла первый раз, без подготовки,.. мне очень понравилось. Ныряло в Большекулачье. ЗДОРОВО в следующем году обязательно поеду. Омск
Имя Цитировать 0
0
Дмитрий
В Омске тоже водица была замечательной. А главное ветра почти небыло, так намного комфртнее купаться
Имя Цитировать 0
0
zd
окунался в Поярково... ощущения непередоваемые...
Имя Цитировать 0
0
Леха
Люди! Поделитесь впечатлениями! Кто-нибудь купался,а?
Имя Цитировать 0
0
Влад
Наша Купель - это Церковь Христова
Имя Цитировать 0
Страницы: 1 2 3 След.
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений