Масленица

15.03.2013

Масленица – озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепешки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины.

Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, желтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку солнечного тепла и могущества. Примечательно, что с приходом христианства в славянские страны этот праздник не умер, хотя идеологи православной церкви неоднократно пытались запретить древний обычай. Вместо этого произошло смешение языческих обычаев и православной идеологии. Масленица длится целую неделю, достигая особенного размаха в последние два дня. И каждый день Масленицы имеет свое название.

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает «ВСТРЕЧА».
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.

Понедельник – «встреча». С утра свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости. Тут за круглой чаркой и устанавливалось, когда и где проводить время, кого звать в гости, когда кататься по улицам. К этому дню достраивались горы, висячие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями. Начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших. В этот день устраивали и раскатывали ледяные горки. По поверьям, чем дальше катятся салазки или сани, чем громче шум и смех над ледяной горкой, тем намного лучше будет урожай и длиннее уродится лен. Не кататься с гор и на качелях, не потешаться над скоморохами значило в старину – жить в горькой беде, а на старости лет лежать на смертном одре, сидеть калекой без ноги. В этот день в деревнях, как правило, из соломы делали чучело Масленицы и одевали его в старую женскую одежду, а после этого насаживали чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем это чучело ставили на снежной горе, с которой катались на санях.


Алексей Тимков «Масленица»

«ЗАИГРЫШ» беспечный - ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них – награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!

Вторник – «заигрыш». День, в который начинаются веселые и разудалые игры, а за потеху и веселье по традиции угощают блинами. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых. Для зазывания Масленицы произносили слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены – просим жаловать!» Особую поэзию санному катанию придавал давний народный обычай: поженившиеся зимой пары ездили по улицам «показать себя». Также в этот день происходили смотрины невест. Нередко и помолвленные женихи вывозили напоказ всему честному люду красавиц-невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу.


Федот Васильевич Сычков «Катание на Масленицу»

Тут СРЕДА подходит – «ЛАКОМКОЙ» зовется.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники – всё им удается.
Пироги и блинчики – всё на стол мечи!

Среда – «лакомки». Название этого дня говорит само за себя. В среду хозяйки поступают прямо по поговорке: «Что есть в печи — все на стол мечи!» На первом месте в ряду множественных угощений, конечно же, блины. В этот день тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. А ведь раньше зятьев было по пять-десять! Вот и приходилось теще всех привечать и угощать, да так, чтобы ни один в обиде не остался. Так что была Масленица разорительным праздником для тех семей, где много дочерей. Отсюда и пошла поговорка: «Хоть с себя все заложи, но Масленицу проводи!» А по вечерам пели песни про заботливую тещу, угощающую зятя блинами; разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зятек теще спасибо сказал. В каждой семье в этот день по традиции накрывали столы с весьма вкусной едой, а также по всем правилам пекли блины, в деревнях же в складчину в этот день варили пиво. Повсюду на Масленицу появлялись театры и многочисленные торговые палатки, в которых продавались горячие сбитни, каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, далеко не отходя от палаток, прямо под открытым небом, можно было из кипящего самовара выпить горячего чаю.

А в ЧЕТВЕРГ - раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек – суженых своих.

Четверг – «широкий разгул». С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяные горы, балаганы, качели, кулачные бои, шумные пирушки. В этот день, чтобы помочь солнцу прогнать зиму, люди устраивали по традиции катание на лошадях «по солнышку» – то есть по часовой стрелке вокруг деревни. Это было самым любимым и красивым масленичным обрядом. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром или медвежьей шкурой, а вслед неуклюже скакали крестьянские лошаденки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками и бумажными цветами. Гремели конские копыта, звенели бубенцы и колокольчики, заливались гармоники … Мальчишки с наслаждением дули в глиняные свистульки, выводя птичьи трели.

Главное мужское действие в четверг – оборона или взятие снежного городка. В этот день строили на реках, прудах и полях снежный городок с башнями и воротами, затем ватага разделялась пополам: одни охраняли городок, другие должны были силой взять его.

Возможно, именно в этот день проходили масленичные кулачные бои, которые вели свое начало из Древней Руси. Были в этих играх и свои строгие правила. Нельзя было, например, на Масленицу бить лежачего или вдвоем нападать на одного, также нельзя было бить ниже пояса или бить по затылку. За нарушение указанных правил грозило как минимум наказание. Биться можно между собой было только «стенка на стенку» или например «один на один». Велись на Масленицу в этот день и «охотницкие» бои для знатоков, а также многочисленных любителей таких поединков.

ПЯТНИЦА настала – «ВЕЧЕРА у ТЕЩИ»...
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и семгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, медом, с маслом ели мы.

Пятница – «тещины вечерки». Целый ряд масленичных обычаев в этот день был направлен на ускорение свадеб и содействие молодежи в нахождении себе подходящей пары. Зятья приглашали в гости своих тещ, угощали их блинами. Зять обязан был с вечера лично пригласить тещу, а утром прислать за ней специальных, парадных «позываток». Чем больше оказывалось «званных», тем больше оказывалось теще почестей. Поэтому и говорили, что «у тещи зятек – любимый сынок». Званая теща обязана была прислать с вечера все необходимое для выпечки блинов: сковороду, половник и прочее, а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.

Близится СУББОТА – «ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ».
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!

Суббота – «золовкины посиделки». Молодые невестки приглашали к себе в гости золовок. Золовка – это сестра мужа. Если золовки были еще не замужем, тогда молодая невестка созывала в гости и своих незамужних подруг. Кроме угощения, она должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.

Резные и расписные санки использовались также в обряде с молодоженами – «целовнике», проводившемся в субботу на масляной неделе. В этот день все новобрачные собирались из окрестных деревень в село, где происходило их чествование. Молодой и молодуха, стоявшие в толпе зрителей, вызывались на катальную горку. Там они должны были поклониться «миру» – собравшимся посмотреть на событие деревенским жителям, поцеловаться и съехать на санях с горы. Под горой молодые должны были целоваться до тех пор, пока не надоест зрителям, кричавшим: «Давай, давай!» Смысл этого обрядового действия – в стремлении возвеличить новобрачных, а также выразить всеобщее признание и одобрение совершившемуся брачному союзу.


Мырочкина Александра «Масленица»

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в «ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ».
Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...

Последний день Масленицы - Прощёное воскресенье. В этот день завершались веселья и объедания. В этот день все друг у друга просили прощения, новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тещу, сватов и дружек за свадебные подарки. Ездили также одаривать кума с кумой: считалось, что самый почетный подарок для кума – полотенце, для кумы – кусок мыла. В воскресенье сжигали чучело, как символ зимы, которая закончилась. А пепел развевали над полями – «на богатый урожай». В деревнях жгли костры, но не обычные – из хвороста да поленьев, а из соломы да старых вещей. Бросали в костер все, что в новом году уже не понадобится, чтобы освободиться от всего ненужного. В городах же костры разводили с другой целью – растопить ледяные горы, чтобы уничтожить последнее проявление зимы – холод и лед. Вечером между родными и близкими происходило Прощение: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и родные. Таким образом, люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новый год с чистым сердцем и легкой душой.

Пышные гуляния ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать!

Автор: Меньшикова Ирина
Статью прочитали 1210 раз(а)
Комментариев: 0


Комментарии к статье:

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений