ГлавнаяСтатьиСтатьи - рубрика ПраздникиНочь на Ивана Купалу

Ночь на Ивана Купалу

22.06.2012

Смотри, Петро, ты поспел как раз в пору: завтра Иван Купала.
Одну только эту ночь в году и цветет папоротник. Не прозевай!

Н. В. Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала»

В половине июня полуденное солнце достигает высочайшей точки на небе и в таком положении остается на некоторое время, которое называется летним солнцестоянием. Затем, достигнув полного проявления своих творческих сил, оно поворачивает на зимний путь, потеряв свою царственную власть над природой, свою живоносную силу, и начинает все ниже и ниже медленно спускаться по небесной горе; дни начинают убывать. Вся природа, как бы предчувствуя свою старость, спешит жить полной жизнью. Последний месяц кукует кукушка, последнюю песню поет соловей, и скоро-скоро и другие певчие птички приутихнут.

Купальская ночь самая короткая – этой ночью никто не должен спать. В зачарованную Купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой. Все земное в эту ночь получает сверхъестественную мощь: как злую, так и добрую. Ночные травы цветут Огнем.

В народе верили, что все чудодейственные и целебные травы распускаются как раз в ночь на Ивана Купалу, они оказывают действенную помощь, только если сорваны на заре и прежде, чем на них обсохнет роса. Знающие люди, а особенно деревенские лекари и знахари, никогда не пропускали Ивановой ночи. Собранными травами окуривали больных, бросали в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляли для приворота или для «отсушки».

А цветы иван-да-марья, сорванные в эту ночь и положенные в углы избы, защищали дом от взлома, считалось, что вор не подойдет к дому: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкой.

По народным преданиям, в Иванов день солнце действует с особенной живительной и возбуждающей силой. Сам по себе «ярилин огонь» призван был «помочь» солнцу одолеть верхушку неба, он означал победу света над тьмой. Разжигая огонь и поддерживая его до утра, люди словно приветствовали новое солнце. Костры раскладывались на открытых полях, по берегам водоемов, но преимущественно на холмах и горных возвышенностях или на местах, где часто гуляла молодежь, на «ярилиной плешке».

Обычно разжигали несколько костров – через одни прыгали, а в середину других устанавливали жерди с колесом, конским черепом или с пучком соломы наверху. Горящее колесо символизировало солнце – чем ярче оно горело, тем плодороднее будет год. Солома символизировала прошлые неудачи – она должна была сгореть дотла. А вот конский череп был символом злых духов, его сначала поджигали на шесте, потом сбивали камнями и шишками в костер – считалось, что теперь нечисть не сможет причинить вред ни участникам праздника, ни будущему урожаю.

Как только огонь вспыхивал, толпа оживлялась и запевала песни. Девицы в праздничных нарядах, опоясанные чернобыльником и душистыми травами, с венками на голове, и холостые юноши брались за руки и прыгали через костры. Верили, что огонь укреплял и проверял на прочность чувства влюбленных. Также считалось, если пламя не коснулось прыгающего, тот будет счастлив, удачлив или скоро найдет свою вторую половинку.

Несчастным в любви, дабы приворожить избранника, рекомендовалось в полночь на Ивана Купалу трижды обежать вокруг ржаного поля. Желательно без одежды. Пока нагая красавица носится кругами, возлюбленный будет видеть ее во сне, а наутро поймет, что она и есть та единственная и неповторимая, которую он искал всю жизнь.

На Ивана Купалу девушки плели венки из лесных и полевых трав. Вечером, на заходе солнца гадали, бросая венок в реку или озеро. Если венок уплывал далеко, то желание должно было сбыться. Если венок тонул — это считалось плохим предзнаменованием: «Венок утонул — милый обманул».

Но самым красивым древним обрядом остается пускание венков на воду с зажженной лучиной или свечкой посередине. Считалось, что чей венок дальше всех проплывет, та и будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше прогорит, та проживет долгую-предолгую жизнь!

По поверью, в ночь на Ивана Купалу спать нельзя, это считалась временем разгула нечисти, всё наполнялось чудодейственной силой. На болотах устраивали шабаш колдуны и ведьмы. Русалки, приняв человеческий облик, выходили на берег полюбоваться издали купальными огнями и, встретив в лесу мужчину, могли заворожить его и утащить на дно реки. Защитой от всех этих непрошенных гостей были ветки двудомной или жгучей крапивы, которую раскладывали на пороге дома и на окнах.

По окончании веселых действ можно было идти отдыхать. Это не касалось лишь самых смелых и чистых сердцем, у которых был шанс найти волшебный цветок папоротника. Согласно поверьям, в ночь на Ивана Купалу распускался этот огненного окраса чудесный цветок, указывавший на места, где закопаны клады. Колдовские чары окружали эту траву, отыскать его и найти клад считалось делом почти невозможным, но все-таки находились охотники, которые отправлялись ночью в лес на его поиски. Веками из уст в уста передавались в народе сказания об отважных искателях волшебного жар-цвета.

А еще в Купальскую ночь открывались тайны судьбы. Существовало поверие, что если в Купальскую ночь сорвать подорожник (непременно зубами!), а потом положить его под подушку, то обязательно приснится жених. В полночь выходили на улицу, срывали цветы, клали их под подушку и перед сном приговаривали: «Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!» Утром проверяли, и если набиралось 12 разных трав, считалось что в этот год девушка выйдет замуж.

В день Ивана Купалу принято купаться, вода в это время целебная, она смывает с людей всякую «болесть» и усталость. Особые свойства приписывались и росе – если бездетная женщина покатается в мокрой траве, считалось, что она должна забеременеть. Кроме того, росой умывали лицо и руки, чтобы на лице не было ни угрей, ни прыщей. А еще росу использовали для избавления от клопов и тараканов в доме, ею окропляли кровати и стены. Купание в росе до сих пор считается действенным методом для приобретения красоты и молодости. Кстати, на Руси именно на Ивана Купалу открывали купальный сезон. Считалось, что к этому дню вода прогревается настолько хорошо, что уже нельзя застудиться. А еще наши предки верили, что после Иванова дня русалки становятся смирными и не вредят купающимся.

Так что, собирались с вечеру перед Иваном Купалой простые люди обоего пола, плели венки из трав и кореньев и, опоясавшись растениями, разжигали костры, врывали рядом ветвь зеленую или березку молодую и водили хороводы вокруг костров. А когда ночь уходила прочь, шли всем гуртом к речке, умывались речною водой, на счастье, на любовь, на пригожесть. И бросали девицы свои венки в речку, и гадали по этим венкам... В общем, весело им было.

Автор: Меньшикова Ирина
Статью прочитали 3797 раз(а)
Комментариев: 0


Комментарии к статье:

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений