Эверест

28.09.2015

Фильм режиссера Бальтасара Кормакура погружает зрителя в масштабную, захватывающую и драматичную историю альпинистов, штурмующих самую высокую вершину мира. Холод, колючий снег, летящий в лицо, нехватка кислорода, ослепляющее горное солнце, узкая тропа вдоль пропасти, один неверный шаг грозит гибелью. Подъем на Эверест – это игра со смертью и в то же время величайшее испытание, какое только может испытать настоящий альпинист. Тот, кто преодолеет его, навсегда запечатлеет свое имя в зале альпинистской славы, и то, что далеко не всем достигшим вершины удается спуститься вниз, не останавливает смельчаков.

Фильм основан на реальных событиях, произошедших весной 1996 года, когда покорять Эверест отправились сразу двадцать групп, причем три из них вышли в подъем на вершину в один и тот же день. Такое нашествие на маршрут, где большей частью можно передвигаться исключительно цепочкой по одному с невысокой скоростью, привело к нескольким заминкам и накладкам, приведшим к тому, что альпинисты выбились из графика, к тому же у них начал иссякать кислород, без которого на такой высоте гораздо хуже работает дыхательная система. К тому же от долгих ожиданий на одном месте они сильно мерзли на резком ветру.

Некоторые альпинисты вовремя повернули обратно, но самые упорные все-таки продолжили подъем, в ходе которого исчерпали остатки кислорода и потратили последние силы, а спуск начали слишком поздно, когда уже начало темнеть. И тут-то уставших и замерзших людей вдобавок ко всем неприятностям настиг неожиданно поднявшийся снежный буран.

Создатели фильма старались максимально точно и достоверно передать произошедшее, в чем им помогало то обстоятельство, что об этих событиях написано несколько книг их непосредственными участниками, мало того, один из авторов – Лу Касишке – консультировал съемочную группу. Такой строго документальный подход привел к тому, что первая половина фильма выглядит несколько скучновато и муторно. Альпинисты собирают вещи, путешествуют по Индии, разбивают базовый лагерь, а затем еще несколько лагерей – каждый следующий выше предыдущего, акклиматизируются, совершают тренировочные подъемы.

При этом на экране очень много персонажей, как оно собственно и было в том году на Эвересте, так что в них постоянно путаешься. К тому же почти все мужские персонажи выглядят как на подбор: одинаково крепкие, худощавые и бородатые, а уж когда они надевают костюмы, шапки, очки и на виду остаются только бороды, тронутые инеем, то становятся совсем уж неразличимы. Не облегчает ситуацию и то, что история персонажей по большей части остается за кадром. Более-менее раскрываются предыстория только троих условно центральных персонажей. Роб Холл (Джейсон Кларк) – заботливый наставник для своих подопечных, пользуется авторитетом среди коллег и обожает жену, которая ждет ребенка. А вот другой участник подъема Бек Уэзерс (Джош Бролин), напротив, с женой ссорится, но продолжает любить, хотя она пригрозила ему разводом, если он снова полезет в гору, а Бек не мыслит жизни без альпинистских походов. И, наконец, Даг Хэнсен (Джон Хоукс) пообещал детишкам в местной школе, что доставит сделанный ими флаг на вершину, и готов погибнуть, но сдержать свое обещание.

Про остальных альпинистов рассказывается и того меньше. Разве что руководитель группы с характерным названием «Горное безумие» Скотт Фишер (Джейк Джилленхол) показан лихим, безбашенным эксцентриком, любителем позагорать с бутылкой виски в руке под горным солнцем. А помощник Скотта и полная его противоположность, аккуратный и немногословный Анатолий Букреев (Ингвар Сигюрдссон) отличается феноменальной выносливостью и не пользуется при восхождении кислородом, что потом сыграет свою роль в сюжете.

Среди этих и многих других участников восхождения то и дело вспыхивают конфликты, но не получают никакого развития, потому что вершина – не подходящее место для ссор. Время от времени они по воле создателей фильма пытаются подвести под свое увлечение психологическую подоплёку, задаваясь вопросом, зачем они все-таки лезут в горы, рискуя жизнями. Выглядят эти рассуждения весьма натянуто, потому что ответ очевиден любому, кто хоть когда-нибудь пытался залезть хотя бы даже на небольшой холм: «раз есть гора, значит, на нее надо взобраться», и, в принципе, все разговоры к этому и сходятся.

Впрочем, все натянутости сюжета, шероховатости в проработке персонажей и некоторая чрезмерная мелодраматичность меркнут и забываются, когда начинается основное действие, то есть собственно восхождение на вершину, перемежаемое напряженными сценами в базовом лагере, где оставшиеся внизу участники экспедиции с замиранием сердца слушают по рации, как в горах разворачивается трагедия (тут стоит отметить блестящую актерскую работу Эмили Уотсон и Киры Найтли, сыгравших соответственно ассистента начальника экспедиции и медсестру). Вся эта часть снята очень-очень живо, просто до невероятности. Создается полное ощущение, что колючий снег летит прямо в лицо, солнце слепит глаза, ледяной ветер вымораживает тело, а от нехватки кислорода перехватывает дыхание. Происходит полное погружение в происходящее, очень достоверное и жуткое, потому что за альпинистов, оказавшихся в смертельной снежной ловушке, переживаешь, как будто за себя. И точно так же переживаешь за тех, кому приходилось в этой тяжелой обстановке делать выбор: спасаться самому или, рискуя жизнью, вернуться в бурю и темноту, чтобы помочь своим товарищам.

Режиссер Кормакур снял мощную жизненную историю о людях, поднимающихся на вершину. Тут нет какого-то особого пафоса, нет идеи борьбы человека с природой или преодоления обстоятельств, тут просто люди идут к высокой вершине. Вот и вся история. Вот Эверест, на него надо забраться. Вот люди, которые на него заберутся. Несмотря ни на какие обстоятельства, несмотря на угрозу здоровью и жизни, несмотря на то, что каждая экспедиция стоит десятки тысячи долларов. Всё меркнет перед желанием добраться до вершины. И вот та цена, которую люди платят за исполнение этого желания: вмерзшие в лед трупы тех, кто не смог вернуться назад. Трупы, уже почти двадцать лет лежащие вдоль альпинистских маршрутов, потому что слишком сложно спустить их вниз. Они стали частью покоренного ими Эвереста, они вошли в страшную легенду о людях, которые уходят в горы и не возвращаются оттуда. А потом о них пишут книги и снимают фильмы. Потрясающие и пугающие, как фильм «Эверест» Бальтасара Кормакура.

Автор: Комраков Олег
Статью прочитали 2307 раз(а)
Комментариев: 0


Комментарии к статье:

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений