Фильм «Деточки»

29.10.2013

Год выпуска: 2012
Режиcсер: Дмитрий Астрахан
Производство: студия «Золотой Век»
Возраст: 16+
Жанр кино: драма

Показ: 31 октября (четверг) в 20:10

Режиссер Дмитрий Астрахан рассказывает страшную сказку с новым прочтением старой темы вечного конфликта отцов и детей. В этой версии безжалостные дети пытаются, как могут, навести порядок в прогнившем до основания обществе, а растерянные отцы видят в этом наказание за свои грехи, покорно принимают происходящее и только вяло трепыхаются в ответ, а «восстановление справедливости» плавно перерастает в крушение общества, а, может, и вовсе в конец мироздания.

Открывается фильм завораживающе-отвратной сценой в детском доме с нежным названием «Одуванчик». Сюда приезжают на хороших машинах серьезного вида дяденьки с маслянистыми глазами; они выбирают среди воспитанников понравившихся мальчиков и девочек, ведут их в отдельные кабинеты. Те даже и не сопротивляются, а просто принимают всё происходящее с ними с привычным безнадежным равнодушием. Но тут из темноты выныривают подростки, одетые в черные толстовки с накинутыми капюшонами, вытаскивают из рукавов ножи, аккуратно режут педофилов, а затем растворяются всё в той же темноте.

Как выясняется дальше, эта операция стала первой в боевой истории группы, называющей себя «Деточки». Им от 10 до 14 лет, все они воспитанники одного из детдомов города (да, детдомов там несколько, и это тоже характеризует тот мир, в котором появились на свет «Деточки»), все занимаются в клубе военно-патриотического воспитания, который организовал в детдоме спившийся ветеран спецназа (весьма удачная роль Владимира Кабалина). Эти обычные, простодушные ребята, убедившись на многочисленных примерах, что полиция, прокуратура и суд в городе не способны наказать преступников, взяли на себя функции правосудия и теперь методично вырезают педофилов, наркоторговцев, коррумпированных судей, всех, по чьей вине погибли люди, уделяя особенное «внимание» тем, кто совершал преступления против детей.

Три источника и три составные части фильма очевидны. Дети, по каким-то причинам пытающиеся уничтожить взрослый мир, как в классическом фильме «Кукушата Мидвича» или «Гадких лебедях» братьев Стругацких. Месть преступникам и восстановление справедливости – невозможно сосчитать литературные и кинематографические произведения, в которых поднималась эта тема, от «Графа Монте-Кристо» до «Ворошиловского стрелка». Хотя в данном случае, наверное, стоит вспомнить «Берегись автомобиля» – навряд ли случайно совпадение названия фильма «Деточки» и фамилия благородного и несколько недотёпистого мстителя Деточкина. Третьим же источником, несомненно, послужил незабвенный Федор Михайлович Достоевский:

«„Гони его!“ командует генерал, „беги, беги!“ кричат ему псари, мальчик бежит... „Ату его!“ вопит генерал и бросает на него всю стаю борзых собак. Затравил на глазах матери, и псы растерзали ребенка в клочки!.. Генерала, кажется, в опеку взяли. Ну... что же его? Расстрелять? Для удовлетворения нравственного чувства расстрелять? Говори, Алешка!
– Расстрелять! – тихо проговорил Алеша, с бледною, перекосившеюся какою-то улыбкой подняв взор на брата».

Правда, от своих предшественников фильм Астрахана отличается двумя особенностями:

Во-первых, Деточки совсем не похожи на благородных мстителей. Нет в них ни благородства, ни идейности, даже и озлобленности-то и жажды мщения на самом деле нет. Деточки – это что-то вроде бесстрастного орудия вселенской справедливости. Если те, кому положено следить за правопорядком, не в силах наказать преступника, что ж, этим займутся другие. Главное, чтобы преступник понес наказание – безо всяких оглядок на суд, соревнование сторон, расследование, свидетельские показания, адвокатскую защиту... Никаких достижений цивилизации Деточкам не надо – им достаточно древнего принципа «око за око, зуб за зуб», что дополнительно усиливается методом расправы – ножом по горлу, как в примитивных племенах.

Во-вторых, взрослые ничего не могут противопоставить Деточкам, потому что сами осознают, и эта мысль в фильме произносится неоднократно: взрослые виновны в том, что довели ситуацию до финальной точки. Они развалили систему правосудия, они разучились ловить и наказывать преступников, они ради денег готовы закрыть глаза на всё, что угодно. Фактически, они сами вырастили этих Деточек, вложили им в руки ножи и подставили шеи. И теперь им не остается ничего другого, кроме как поддерживать малолетних убийц: свидетели расправ дают ложные показания, жертвы несправедливости приводят мстителей к своим обидчикам, милиционеры подчеркнуто смотрят в другую сторону, когда Деточки, как волчья стая, загоняют очередную жертву.

Единственный раз, когда воспитатель Деточек пытается им хоть как-то возразить, он не находит ничего другого, кроме обращения к евангельскому принципу: «Не убий», но это вызывает у Деточек только улыбку (да и надо сказать, со стороны бывшего диверсанта эти слова действительно звучат как-то сомнительно). В мире Деточек нет места милосердию. Ведь чтобы оно появилось, сначала должен появиться и утвердиться закон, а затем уже милосердие может преодолеть закон силой прощения. Но в мире Деточек закон отсутствует, здесь правят бал сила и наглость, поэтому Деточки на силу отвечают только еще большей силой и не могут по-другому.

Отсюда же проистекает и нарастающее к финалу ощущение конца света – Деточки, пытаясь навести порядок, как они его понимают, не осознают, что тем самым разрушают то немногое, что осталось от нормального общества. Они как ангелы апокалипсиса обрушивают наказание на взрослых. Закономерным образом в финале фильма (а это один из самых сильных и впечатляющих финалов в истории отечественного кино) на руинах помещичьей усадьбы (еще один символ разрушения) противостояние между взрослыми и детьми достигает апогея, и обреченность мира взрослых, да и всего привычного для нас мира, становится абсолютна очевидна.

Кроме того, вполне в духе Достоевского история Деточек начинается с того, что их предводитель убивает своего отца, когда тот пытается изнасиловать его сестру. Первое предательство и первое убийство (а отцеубийство – это символическое убийство Бога, после которого «всё позволено») запускают неумолимую цепь событий, ведущую к гибели мира. Фрейд когда-то выдвинул смелую гипотезу, что в основе человеческой цивилизации лежит убийство Праотца, и вот теперь история в одном отдельно взятом городе закольцовывается: начавшись отцеубийством, история человеческой цивилизации им же и заканчивается.

Что касается качества фильма, то в нем отчетливо различимы две манеры съемки. Одна – в которой актеры разговаривают и пытаются изображать чувства, выглядит откровенно плохо: дети фальшивят, взрослые отчаянно переигрывают, диалоги оставляют желать много лучшего. А вот те сцены, в которых все реплики заглушены фоновой тревожной музыкой и видно только действие, завораживают и бьют по нервам. Когда детишки окружают очередную жертву, когда они спокойно и деловито расправляются с жертвой – со спокойными лицами, на которых лишь едва-едва, намеком, проступает торжествующая улыбка – по спине пробегает холодок. Тут безоговорочно верится, что из подростков действительно получаются лучшие убийцы.

Вспоминая фильм, даже задумываешься: а может, стоило снять его вообще без озвучки, только с музыкой за кадром? Тем более что сюжет настолько прост и откровенен, что разговоры там и вовсе не нужны, их вполне можно заменить несколькими субтитрами. Сдержанной пластичностью и молчаливым выражением лиц режиссер Астрахан достигает явно куда большей убедительности, чем бестолковыми и наигранными диалогами.

Впрочем, как бы то ни было, и в том виде, в каком есть сейчас, «Деточки» производят мощное впечатление и при всей простоте и откровенной сказочности заставляют о многом задуматься.

Фильм «Деточки». 31 октября (четверг) в 20:10, ДК Зеленоград. Фестиваль «Отражение»

Автор: Комраков Олег
Статью прочитали 1733 раз(а)
Комментариев: 2


Комментарии к статье:

0
Татьяна
Спасибо, Олег. Хорошо написано
Имя Цитировать 0
0
Татьяна
Спасибо, Олег. Хорошо написано
Имя Цитировать 0
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений