ГлавнаяСтатьиСтатьи - рубрика Пойдем в кино!Фильм «Джанго освобожденный»

Фильм «Джанго освобожденный»

21.01.2013

Охотник за головами доктор Шульц (Кристофер Вальц) разыскивает трех братьев-бандитов, но не знает, как они выглядят. Для того, чтобы опознать их, Шульц отбивает у работорговцев раба по имени Джанго (Джейми Фокс), который когда-то работал на плантации, где эта троица служила надсмотрщиками. В процессе поимки бандитов (вернее, их отстреливания – доктор Шульц не любит возиться с живыми преступниками и в указании «взять живым или мертвым» он всегда выбирает второй вариант) Джанго показывает себя решительным бойцом и неплохим стрелком. И Шульц, который в силу своего европейского происхождения не испытывает никаких предрассудков в отношении негров, предлагает Джанго поработать в паре.

Однажды вечером у костра Джанго рассказывает о том, что когда-то у него была жена, и они вместе пытались бежать, но их поймали, клеймили и продали разным хозяевам. Жена Джанго родилась и выросла на ферме, принадлежавшей немке, а потому умеет говорить по-немецки, мало того, хозяйка назвала ее Брунхильдой. Доктор Шульц, расчувствовавшись и вспомнив легенду о Зигфриде, решает, что его обязанность как немца – помочь Джанго спасти жену, и они, как два рыцаря, отправляются на выручку попавшей в беду дамы (Брунхильду, к слову сказать, играет Керри Вашингтон, и это точно самая необычная Брунхильда за всю историю мировой культуры).

Все это, конечно же, сопровождается всем тем, за что зритель полюбил Тарантино со времен «Криминального чтива»: фирменные диалоги и фразочки, которые наверняка уйдут в массы, отличнейший саундтрек (одна только перестрелка Джанго с ковбоями под звуки гангстерского рэпа чего стоит), множество киноцитат из классических вестернов и не только, абсурдный цинизм происходящего на экране. Ну и, конечно же, отменная актерская игра – Тарантино в очередной раз доказал, что способен любого актера раскрыться даже не на сто, а на все двести процентов.

Единственное, что бросается в глаза и несколько портит впечатление от фильма, так это проблемы с монтажом. Такое ощущение, что Тарантино опять снял материала на две серии, как и в случае с «Убить Билла», но все же решил ограничиться одним фильмом, и поэтому некоторые линии оказались недостаточно раскрыты, и есть несколько явно провисающих эпизодов, чего за Тарантино раньше не водилось. Впрочем, есть надежда, что Тарантино представит режиссерскую версию – удлиненную и перемонтированную.

Мы уже привыкли ждать от Тарантино замечательного уровня режиссуры, но в этот раз он преподнес приятный сюрприз – помимо обычных для него ёрничанья и зубоскальства «Джанго освобожденный» поднимает романтическую тему противостояния одинокого бунтаря и Системы, а также победы любви и дружбы над бездушным социальным механизмом.

Тарантино очень тщательно и выпукло изобразил в фильме ту самую знаменитую аристократическую культуру Юга США, которая сгорела в пламени Гражданской войны и о которой до сих пор с ностальгией вспоминают и сами южане, и поклонники аристократизма по всему свету. Гордые и благородные плантаторы с безупречными манерами и непоколебимой самоуверенностью, женщины в нарядных платьях, играющие Бетховена на арфе, красивые дома в псевдоклассическом стиле с богатой обстановкой, вышколенные слуги и служанки, наездники в белых капюшонах, вершащие справедливый ночной суд и расправу над теми, кто нарушает неписанные обычаи Юга. Но, в то же время, плантаторы немедленно оставляют свою гордость, как только речь заходит о больших деньгах (на чем их легко подлавливает циничный доктор Шульц). А наездники лаются друг с другом из-за того, что в самодельных капюшонах, перешитых из обычных мешков, ничего не видно, и непонятно, куда ехать (сцена в лучших традициях Тарантино).

Ну и, конечно, весь лоск и вся галантность мигом слетают с южных джентльменов, когда дело доходит до обращения с теми, без кого не может обойтись ни одна аристократическая культура со времен Древней Спарты – с «говорящими орудиями». Законы и правила на них не распространяются, для них у хозяев есть только колодки, плети, железный ящик на солнцепеке, работа на плантации и в каменоломнях. Их можно продать, разлучив с родными, заставить драться друг с другом до смерти, затравить собаками. Негры – не люди, и с ними нельзя обращаться, как с людьми. Вот первое правило, которое заучивает наизусть белый южанин с самого детства и которому следует всю жизнь.

И сами негры точно так же с детства вырастают с этим правилом и принимают его, как нечто само собой разумеющееся. Покорность – вот единственное человеческое чувство, которое могут испытывать рабы, покорность – и больше ничего. Единственная возможность хоть немного подняться на общей бесправной массой – стать управляющим, самым близким человеком к хозяину, жить рядом с ним, действовать всегда в его интересах, делать все, что он прикажет, со своими черными собратьями и аккуратно, тонко манипулировать своими благородными, но не очень-то сообразительными хозяевами. И при этом постоянно осознавать, что в случае бунта придется разделить судьбу своих владельцев, а потому нужно как можно тщательнее следить за соблюдением этого самого первого правила – подчинение и еще раз подчинение (роль такого «предателя своей расы» блестяще сыграл Сэмюэл Л. Джексон).

Но у этой, казалось бы, непоколебимой, идеальной Системы есть один существенный изъян – она не предусматривает того, что раб и рабыня могут по-настоящему полюбить друг друга и что раб решится на любой, даже самый безумный поступок, ради спасения свой возлюбленной. И точно так же Система не предусматривает того, что белый человек может настолько подружиться с рабом, что даст ему не только свободу, но и оружие, и умение этим оружием пользоваться. Влюбленный Джанго и его друг доктор Шульц – это критическая системная ошибка, которая разносит Систему напрочь, взрывает и уничтожает ее.

Отнюдь не случайно Тарантино выбирает для своего сюжета историю Зигфрида и Брунхильды, причем, конечно же, не оригинальную легенду, а вагнеровскую версию, ту самую, в которой трагическая любовь Зигфрида и Брунхильды становится причиной крушения всего мироустройства и гибели богов. Точно так же и любовь Джанго, идущая наперекор всем традициям и устоям аристократического рабовладельческого Юга, становится символом гибели всего этого красивого, благородного и одновременно ужасного общества. А сгорающая в финале усадьба служит и аллюзией на сгорающую в финале «Кольца нибелунга» Валхаллы и пророчеством о приближающейся к пока еще ни о чем не подозревающему Югу катастрофе (тем самым замыкая финал с начальными титрами фильма, обозначающими время его действия как «за два года до Гражданской войны»).

При этом Тарантино, как всегда, играет честно, он показывает бунт Джанго и его месть как кровавое убийственное пиршество, по накалу жестокости ничуть не уступающее тому, что творили белые рабовладельцы. В этом бунте нет и речи о построении какого-то другого общества, о компромиссе или примирении, это целенаправленное уничтожение существующего порядка, и Тарантино очень четко и ясно показывает, почему только таким безжалостным, разрушительным способом можно этот порядок изменить. Так оно и произошло потом с Югом – кровавая бойня гражданской войны, фактическая оккупация северными войсками, разорение плантационного хозяйства – чем не конец света для гордых и благородных южан?

Аристократическая система может существовать только при условии жесткого разделения на немногочисленных полноценных людей и рабов, низведенных до состояния «говорящих орудий». Как только за рабами признаются хоть какие-то человеческие даже не права, а просто желания – любить, дружить, свободно распоряжаться собою, аристократия гибнет. Впрочем, кому, как не нам, это знать, ведь падение Российской империи тоже началось с признания за «говорящими орудиями» права быть людьми, и произошло это примерно в те же годы, что и в США. Жаль только, что у нас нет своего Тарантино, который бы снял об этом фильм. А ведь как бы хорошо смотрелся осовремененный, бодрый и энергичный вариант школьной классики под названием «Герасим освобожденный»!

Автор: Комраков Олег
Статью прочитали 1605 раз(а)
Комментариев: 6


Комментарии к статье:

0
V5C6iKDhA
An answer from an expert! Thanks for cogriibuttnn. http://zegxle.com udekfp [link=http://fwlngtiwyy.com]fwlngtiwyy[/link]
Имя Цитировать 0
0
l95taOxIduCp
What a joy to find sonemoe else who thinks this way.
Имя Цитировать 0
0
ampkACzKr
Holy cocisne data batman. Lol!
Имя Цитировать 0
0
V5C6iKDhA
An answer from an expert! Thanks for cogriibuttnn. http://zegxle.com udekfp [link=http://fwlngtiwyy.com]fwlngtiwyy[/link]
Имя Цитировать 0
0
l95taOxIduCp
What a joy to find sonemoe else who thinks this way.
Имя Цитировать 0
0
ampkACzKr
Holy cocisne data batman. Lol!
Имя Цитировать 0
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений