ГлавнаяСтатьиСтатьи - рубрика Пойдем в кино!Фильм «Курьер из рая»

Фильм «Курьер из рая»

02.12.2013

Режиссер Михаил Хлебородов снял сказочную комедию в стиле «смех сквозь слезы» о том, как любовь и честность побеждают коррупцию в одном отдельно взятом случае, но не могут преодолеть систему взаимного обмана, спаявшую повседневную российскую жизнь.

Молодой курьер из туристической компании по имени Артём (Евгений Ткачук) случайно попадает на роскошный морской курорт и знакомится там с прекрасной телеведущей Вероникой (Елизавета Боярская). После возвращения в Москву Артём, чтобы произвести впечатление на свою новую знакомую, берет на тест-драйв новенький «Мерседес» под залог доставшегося ему по наследству земельного участка возле Рублевского шоссе. «Мерседес» угоняют, Артёма просят с вещами на выход из родного дома, а полиция, конечно же, и не собирается искать машину.

Но тут на выручку Артёму приходит старый друг отца – майор Глазунов (Гоша Куценко). Он пробивает по базе информацию о том, что такая же машина только что поставлена на учет в маленьком провинциальном городе Суходоле, где по удачному совпадению работает в милиции его приятель Вадим (Дмитрий Дюжев). Артём едет в Суходол и там узнает, что «Мерседес» зарегистрирован на имя местного полубизнесмена-полубандита Демидова (Олег Тактаров), который контролирует в городе все, включая и милицию. И тут очень вовремя на помощь прибывает майор Глазунов, задумавший отчаянный и на первый взгляд безнадежный план.

С этого момента фильм, который начинался как типичная российская гламурная комедия: красивые машины, сцены где-то на море, яхта, пятиминутное появление иностранной кинозвезды, никак не влияющее на сюжет (на сей раз в этой роли выступил Дэнни «Мачете» Трехо), – превращается в поучительную историю о нравах русской провинции. Градообразующий завод закрылся (с подачи того самого Демидова), все горожане по уши в кредитах, врачи «скорой помощи» ездят на попутках, а честный (относительно) мент Вадим на разваливающихся «Жигулях». Вокруг разруха и нищета, и только у «главного по городу» все замечательно: вилла на острове, могутные охранники и гараж с машинами чуть ли не всех престижных марок.

В титрах фильма указано: «основано на реальных событиях», и в это охотно верится, в наших краях и не такое бывает, тем более, что в фильме неоднократно подчеркивается: да, иногда благодаря сказочному везению и запредельной наглости удается переиграть систему, построенную на лжи, обмане и коррупции, но это исключение из общего правила, и на общем функционировании системы оно никак не сказывается. Майору Горохову удается повернуть ситуацию в свою пользу, да и то лишь благодаря обману – он представляется следователем по особо важным делам и угрожает Демидову компроматом в красной папке (тут, понятно, сразу вспоминаются и «Ревизор» Гоголя, и «Золотой теленок» Ильфа и Петрова, и печальное утверждение: «В России за двадцать лет меняется все, за двести лет не меняется ничего»).

На самом деле в красной папке лежат рецепты засолки огурцов, но это абсолютно неважно. Местный «барон» прекрасно знает, что на него можно накопать... и начальник местной полиции знает... и все, все, все, у кого есть хоть немного власти, знают и ждут, когда к ним придут и предъявят счет. И лишь одно утешает их: те, которые придут, точно так же замазаны и тоже ждут, когда в свою очередь придут за ними. Единственным, кто еще не растерял веры в справедливость, остается в фильме курьер Артём – простоватый, неловкий, но чистый душой, искренне влюбленный в Веронику и готовый пойти на подвиг. Только вот, к сожалению, Артём получился больше похожим на сказочного Ивана-дурака, чем на реального человека, и режиссер это понимает и, кажется, сам же слегка посмеивается над идеализмом главного героя.

Иногда в процессе просмотра возникает недоумение: как можно смеяться над такими вещами, когда тут скорее плакать впору. Но, с другой стороны, если всерьез воспринимать суровую правду российской жизни, в которой «круговая порука мажет, как копоть», то можно и с ума сойти. Или спиться. Так что действительно, может, лучше уж довести творящийся вокруг абсурд до крайности и посмеяться над ним («Ревизор» ведь тоже комедия, хотя и с нравоучением в финале). Может, хоть тогда станет понятно, что дальше так жить нельзя и надо жить как-то по-другому.

Хотя в фильме хватает неудачных моментов, несомненной удачей Михаила Хлебородва стало то, что он попытался создать новый киноязык, на котором можно говорить о реалиях России 10-х годов. О государстве, в котором сосуществуют многоэтажные офисные здания и разваливающиеся деревянные дома, гламурные телеведущие и продажные полицейские, олигархи и мошенники, где, кажется, само пространство пропитано ложью, коррупцией и насилием, пожалуй, именно так и стоит снимать. Чтобы одновременно было и смешно, и печально, и страшно, и радостно, и абсурдно. Как в жизни.

Автор: Комраков Олег
Статью прочитали 1032 раз(а)
Комментариев: 0


Комментарии к статье:

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений