Фильм «Малавита»

24.09.2013

Французский режиссер Люк Бессон давно не радовал зрителей хорошими фильмами, а всё больше занимался продюссированием чужих лент. Поэтому известие о том, что он снял криминальный боевик, да еще и с Робертом де Ниро в главной роли, да еще и по книге талантливого писателя Тонино Бенаквиста, не могло не привлечь внимания кинозрителей. Увы, получившийся в результате такого заманчивого сотрудничества продукт оказался не столь замечательным, как ожидалось. В исполнении другого, не столь выдающегося режиссера «Малавита» показалась бы крепкой профессиональной работой, но от человека, снявшего фильм «Леон» – одну из лучших криминальных драм в истории кино, – хотелось бы чего-то большего.

Фильм «Малавита» повествует о том, как нью-йоркский гангстер итальянского происхождения Джованни (Роберт де Ниро) вместе со своей семьей скрывается по программе защиты свидетелей на севере Франции в тихом и благопристойном провинциальном городке. Разумеется, старые привычки быстро берут свое: Джованни решает проблемы с помощью бейсбольной биты и динамита, его жена Мегги (Мишель Пфайффер) реагирует на ехидные фразы в свой адрес поджогом супермаркета, дочка – белокурый ангелочек Белль (Дианна Агрон) избивает до потери сознания одноклассников и соблазняет молодого учителя математики, сын Уоррен (Джон Д’Лео) посредством шантажа, вымогательства и насилия организовывает в школе подпольную криминальную империю.

За всем этим беспределом с тоской наблюдает пожилой агент ФБР Роберт (Томми Ли Джонс), которому до смерти надоело каждые три месяца искать новое убежище для беспутной семейки. Самое же веселье начнется, когда мафия случайно узнает, где скрывается Джованни, после чего пришлет в городок команду громил, чтобы ликвидировать предателя и всю его семью вместе с ним. А Джованни тем временем, не подозревая о грозящей опасности, выдает себя за писателя и так увлекается, что на самом деле начинает писать мемуары и принимать участие в культурной жизни городка.

Писатели и режиссеры любят рассказывать истории о том, как в сонный маленький город приезжают чужие люди, которые пытаются там прижиться, а местное общество их либо принимает, либо отторгает. Придумать что-то новое для этого стандартного расклада достаточно сложно. Автор исходного текста Тонино Бенаквиста, а вслед за ним и Люк Бессон решили подойти к нему с точки зрения черной комедии, усилив при этом чуждость главных героев. Они одновременно столичные жители, иностранцы, да еще и гангстеры. Понятно, что такая ситуация дает возможность для еще большего количества неловких ситуаций, напряженности в отношениях и взаимного непонимания. А появление убийц, приехавших по душу Джованни, и вовсе обессмысливает попытку семьи найти новый дом, после чего фильм сваливается в жанр «жестокие бандитские разборки».

Стоит отметить, что сильной стороной «Малавиты» оказалась отличная игра актеров как первого, так и второго плана. Де Ниро отлично смотрится в роли постаревшего, но всё еще сурового гангстера (кто бы сомневался). Мишель Пфайффер всё так же обворожительна, несмотря на возраст. Дианна Агрон вполне качественно переключается из режима «пай-девочка» в режим «безжалостная маньячка». А Джон Д’Лео демонстрирует, как ботанского вида паренек может за счет мозгов и полного отсутствия моральных принципов пробиться на верх школьной иерархии.

Так же удачно вышла линия с внезапно пробудившейся в Джованни тягой к писательству. Вполне закономерно, что тот зазор, который он чувствует между собой и той «обычной жизнью», в которой по воле случае оказался, провоцирует его на то, чтобы начать разбираться в себе и своей жизни, а затем выстукивать пришедшие мысли и чувства на клавишах пишущей машинки. Именно так оно чаще всего и происходит с писателями.

А вот что откровенно неудачно получилось в фильме, так это то, что режиссер всё никак не может определиться с жанром. «Малавита» то и дело переключается с криминального боевика на черную комедию, с черной комедии на семейную драму, а с семейной драмы опять на боевик, так что порой возникает ощущение, что смотришь три разных фильма с одними и теми же актерами, снятыми в одних и тех же декорациях. Отсюда же проистекает и главная проблема фильма: из-за этих постоянных переключений невозможно выстроить последовательное отношение к персонажам. Они кажутся то безбашенными маньяками, то людьми со сложной судьбой и трагическими характерами, то смешными чудаками. Понятно, что в такой ситуации ни о каком сопереживании не может идти и речи, как только начинаешь «входить в положение» и сочувствовать кому-нибудь из персонажей, он выкидывает такое коленцо, что всё положительное отношение как ветром сдувает. И наоборот, стоит только начать воспринимать героя как обаятельного мерзавца, так он вдруг начинает изображать трагедию и давить на жалость.

Увы, новому фильму Люка Бессона при всем профессионализме режиссера и мастерстве актеров очень не хватает того умения найти в отрицательном персонаже что-то человеческое и трогательное, которое Бессон когда-то очень давно продемонстрировал в «Леоне». В «Малавите» все действующие лица так и остаются персонажами, двумерными картинками на белом полотне, никто из них так и не обретает глубины и подлинности. Жаль, но в этот раз кинематографического чуда не случилось. Вышел крепко сбитый, умело сделанный фильм, который радует глаз, но не затрагивает сердце.

Автор: Комраков Олег
Статью прочитали 1295 раз(а)
Комментариев: 0


Комментарии к статье:

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений