Фильм «Мамы»

05.03.2012

Киноальманах «Мамы», выпущенный на экраны к Международному женскому дню, составлен из 8 новелл, в каждой из которых рассказывается история о сыновьях, тем или иным способом поздравляющих своих (или не своих) мам с праздником. Новеллы показываются «вперемешку», короткий кусок из одной сменяется столь же коротким куском из другой, и следить сразу за восемью сюжетными линиями не так-то просто; порой в этой смеси сложно понять, где чья мама, кто куда едет и что вообще происходит. Впрочем, все восемь сюжетов не отличаются особой сложностью и следуют примерно по одному и тому же маршруту «проблема – преодоление – счастливая развязка», так что чересчур уж напрягаться не приходится.

Почему итоговый монтаж фильма оказался именно таким, догадаться несложно – показанная отдельно и целиком каждая из историй производила бы слишком уж предсказуемое, и даже, пожалуй, скучное впечатление. О недостатках каждой отдельной новеллы можно распространяться долго, тут и тупо-прямолинейный морализм, и пафос, и слезливость, и неудачные монологи, и, наконец, то обстоятельство, что три из восьми новелл повествуют о людях с достатком явно гораздо выше среднего (для фильма, претендующего на статус «народного» и «жизненного», это как-то чересчур). Но только вот говорить об этом не имеет смысла, потому что любые недостатки теряются на фоне основной темы фильма – сын, поздравляющий маму с праздником.

И ведь действительно – как выразить свою любовь и привязанность без налета, будем называть вещи своими именами, пошлого и пафосного мелодраматизма? Будь то кривая самодельная открытка, рисунок фломастерами, где не поймешь, что нарисовано, стишок, прочитанный невпопад дрожащим голосом, – тут ведь главное не качество и не художественные достоинства, а то, что это для мамы и только для нее. Вот персонаж в исполнении Сергея Безрукова с каменным лицом и непреклонностью Терминатора преодолевает все препятствия, чтобы положить букет цветов на могилу мамы. В других обстоятельствах это выглядело бы невыносимым гротеском, дурным китчем. Но когда речь заходит о маме... Куда еще может прийти взрослый, сильный, волевой, состоявшийся мужчина, чтобы сказать, как ему тяжело, грустно и одиноко? Где еще он может расплакаться, не опасаясь укоризненных взглядов, не опасаясь почувствовать себя слабым, обиженным и растерянным? И тут уже неважно, что это китч, что это банально и так далее, неважно, что герой Безрукова – олигарх, перед маминой могилой – все равны.

Как сказал другой персонаж фильма, наркополицейский в исполнении Дмитрия Дюжева, которому мама решила «помочь» на задании (ее прекрасно играет Лия Ахеджакова): «Ну, это же мама!», и попробуй тут что возразить. Против мамы нет приема, мама – это абсолютный довод, с легкостью отметающий все упреки в сценарных натяжках и режиссерских недоработках. И актеры, снявшиеся в киноальманахе (а это цвет современного российского кинематографа), ощущают всю масштабность и важность стоящей перед ними задачи, а потому выкладываются на все сто. Да впрочем, при работе с такой темой сложно сыграть плохо, ведь никому не нужна система Станиславского, чтобы вжиться в эту роль, каждый человек рождается и живет в ней.

Кого, пожалуй, стоит особо отметить, так это дуэт Михаила Пореченкова и Екатерины Васильевой. История о спокойном, немногословном боксере, выходце из детдома, которому по ошибке названивает вместо своего сына пожилая женщина, так что, в конце концов, он сдается и соглашается с тем, что он ее сын – лучшая в киноальманахе. В том числе и благодаря тому, что речь в ней идет не об олигархах, жизнь которых мало известна рядовому зрителю и еще менее ему интересна, а о простых людях с их понятными, знакомыми проблемами.

КАРО Фильм Иридиум

05.03-07.03 10:50, 13:00, 15:10, 17:20, 19:30, 21:40
08.03-14.03 13:05, 17:20, 21:40


КАРО Фильм Электрон

01.03-07.03 10:00, 14:20, 18:40, 23:00
08.03-14.03 17:25

Автор: Комраков Олег
Статью прочитали 2826 раз(а)
Комментариев: 0


Комментарии к статье:

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений