Фильм «Майор»

01.11.2013

Год выпуска: 2013
Режиcсер: Юрий Быков
Производство: ООО «ТПО РОК»
Продолжительность: 99 мин.
Возраст: 18+
Жанр кино: криминальная драма

Показ: 2 ноября (суббота) в 16:25

Фильм «Майор», в котором Юрий Быков выступил одновременно режиссером, сценаристом и исполнителем одной из ролей, – это очень тоскливая, местами откровенно невыносимая история о деградации российских правоохранительных органов, поднимающаяся в своем пессимизме и разоблачительном пафосе до уровня древнегреческой трагедии.

По грязной и скользкой зимней дороге летит машина. За рулем – майор полиции Соболев. Ему только что сообщили о том, что его жена родила долгожданного ребенка. И вот теперь майор отчаянно жмет на педаль газа, обгоняет по встречной полосе медлительные грузовики, игнорирует дорожные знаки. А возле автобусной остановки дорогу переходят мать с сыном. Майор лавирует вправо-влево, но асфальт скользкий, а машина летит под сотню. Женщина застывает на месте, а мальчик как нарочно отпрыгивает не в ту сторону. Скрип тормозов, глухой удар. Всё, финиш. Не повезло мальчику. И матери его тоже не повезло. И майору Соболеву. И другим людям, которые пока еще не знают, как на их жизнь повлияют скользкий асфальт и не вовремя выбежавший на дорогу ребенок.

Приехавшие на место происшествия коллеги сразу же начинают отмазывать майора. А чего, мужик он хороший, честный служака, никого из своих не подставлял, опять же вон – ребенок у него родился, как же ему теперь на зону идти. А то, что мальчика сбил, – так с кем не бывает, у кого ж из полицейских нет в прошлом каких-нибудь темных пятен. Все что-нибудь незаконное да совершили, и всех приходилось потом отмазывать. Не мы такие – жизнь такая.

Начальник полицейского участка, узнав о случившемся, и вовсе прямо говорит Соколову и его другу Паше, что пока не дошло до районного начальства, дело надо закрыть любым способом. То есть вообще любым. Так бы оно и произошло, да вот только майор Соколов, сам впавший в ужас от своего поступка, терзаемый чувством вины, решает заступиться за родителей сбитого мальчика. Но что может один человек, пусть даже и майор, если заработала машина «отмазывания». На него просто смотрят с недоумением и даже с обидой. Мол, для тебя же стараемся, дурень, молчи и не лезь, мы тут сами всё порешаем. А история тем временем развивается неотвратимо и безжалостно. Одно преступление тянет за собой другое, одна смерть становится причиной следующей смерти, и так далее, и так далее.

Снят фильм с предельным реализмом. Сумрачная атмосфера зимней России, где слякоть сменяется снегопадом, гнетущая обстановка полицейского участка, надо всем как будто висит какое-то злое проклятье вечной безнадёжности. Запиканные матюки каждые пять минут. И самое главное – какое-то отчаянное простодушие в отношении к жизни у всех персонажей. Главное в работе – не подставиться самому и не подставить других. А если что, то надо «отмазать своего» и «не дать шакалам опорочить наше отделение» – всё просто, понятно и логично. Про соблюдение закона и восстановление справедливости никто даже и не вспоминает ни разу за весь фильм. Слишком сложные понятия, как будто из какого-то параллельного мира. Да и родители погибшего мальчика тоже прекрасно знают эти правила, хотя и пытаются идти против них, пытаются, да только получается от этого еще хуже. Хотя, казалось бы, куда уж.

Актеры тоже изо всех сил поддерживают обстановку мрачного реализма. Денис Шведов и Юрий Быков очень точно изображают двух друзей и напарников, один из которых попал вот в такую вот «неприятность» (не повезло, да, бывает), а другой из дружбы и из служебного долга его отмазывает (вот такое понимание долга у служителя правопорядка – и, что характерно, это понимание разделяется всеми). Ирина Низина играет мать погибшего мальчика, со всеми закономерными переходами от истерики к жажде мщения, а затем к растерянности и отчаянию перед открывшимися обстоятельствами.

Надо сказать, что реалистичность во второй половине фильма дает заметные сбои, но это, похоже, специальная задумка режиссера. Юрий Быков так искусно нагнетает обстановку и доводит ситуацию до предела, что в какой-то момент из-за социальной драмы о разложении правоохранительных органов проступает трагедия масштабов Софокла.

Вся драматургия фильма строится по той же схеме, что «Царь Эдип» и «Антигона». Совершено преступление, нарушена космическая гармония, и для того, чтобы восстановить эту гармонию, должны погибнуть все персонажи трагедии. И неважно как они ведут себя, какие решения принимают, раскаиваются или продолжают упорствовать в своем нечестии, конец у всех один. «Майор» – не шекспировская трагедия, здесь и в помине нет рефлексии, философских размышлений и морали. Максимум анализа ситуации, на который способны герои, это сказать: «Слишком много крови» или «Надо было эту бабу еще тогда, на дороге, грохнуть». А в остальном все действия подчинены непосредственным реакциям.

Интересно, что именно сейчас, в наши дни, такие жестокие и прямолинейные приемы, выработанные еще на заре европейской драматургии, снова входят в культурное пространство и смотрятся вполне органично, достоверно и актуально. Кино в данном случае ставит диагноз не только работе полиции, как кажется на первый взгляд, а всему обществу. Показывает, насколько дискредитированы все сколь-нибудь сложные и «высокие» идеи, насколько деградировали некогда мощные общественные институты, и как их вытесняют простые реакции и отношения, характерные скорее для родоплеменного общества.

Фильм «Майор». 2 ноября (суббота) в 16:25 ДК Зеленоград. Фестиваль «Отражение»

Автор: Комраков Олег
Статью прочитали 1461 раз(а)
Комментариев: 0


Комментарии к статье:

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений