Фильм «Ной»

01.04.2014

Взявшись за экранизацию одного из самых знаменитых библейских сюжетов, режиссер Даррен Аронофски оказался не в самой выгодной ситуации. В том виде, в каком эта история изложена в книге Бытия, слишком мало подробностей для большого эпического полотна. К тому же зрителям заранее известен ход событий, и удивить их каким-нибудь сюжетным поворотом довольно сложно. Стоит признать, Аронофски сумел найти достойный выход из ситуации, хотя ему и пришлось добавить к основной канве рассказа несколько дополнительных сюжетных линий. В результате на выходе получился сложный сплав мифа и мелодрамы, принаряженный 3D-спецэффектами, и всё это складывается в раздумчиво-философскую притчу о вере и безбожии, справедливости и милосердии и о том, что это такое – быть Богом.

Начинается фильм с краткого рассказа о грехе Адама и Евы, изгнании из Эдемского сада и о том, как Каин убил своего брата Авеля, положив тем самым начало длинной цепочке преступлений человека против Творца и Творения. Буквально за несколько поколений потомки Каина заполонили Землю и превратили ее в мрачную серую пустыню, а заодно истребили почти всех потомков третьего сына Адама и Евы – Сифа. Из всего рода в живых остались только Ной и трое его сыновей: Сим, Хам и Иафет. Семья прячется в пустыне, когда на Ноя внезапно снисходит откровение, смысла которого он не понимает. Чтобы раскрыть тайну, Ной вместе с семьей отправляется к своему деду-долгожителю Мафусаилу. По пути они находят раненую девочку, которая потом станет женой Сима, и команду страшных каменных великанов, именующих себя Стражами. Когда-то они были ангелами, но потом сошли на землю, чтобы помочь людям, и теперь они помогают Ною возвести ковчег. А когда ковчег начнет штурмовать толпа под предводительством злого царя Тувалкаина (который когда-то давно убил отца Ноя), Стражи встанут на пути толпы живой цепью, как охранники вокруг сцены во время концерта.

Уже по этому запутанному объяснению видно, что режиссер весьма вольно обращается с библейской историей и постоянно подкидывает новых персонажей и сюжетных завязок. Мало того, во второй части он пустится в раскрытие сложностей отношений Ноя и его сыновей, с учетом того, что в противоречии с библейским текстом жена есть только у старшего сына Сима, а средний – Хам, достигший как раз к моменту окончания строительства ковчега пубертатного возраста, думает только о том, где бы добыть подругу, а не о высокой задаче по спасению животных от надвигающегося потопа. Да еще и Ной на почве пророчеств, видений и глубокой убежденности в неисправимой греховности человеческого рода решает, что лучше бы этому самому роду вымереть, чтобы не загрязнять собой чудесный и чистый мир после потопа.

В полном соответствии с названием фильма основное внимание режиссер сосредотачивает на Ное, раз за разом ставит его в невыносимые ситуации и заставляет делать выбор между плохим и худшим. Ноя терзают видения будущей смерти человечества. Ной убивает, чтобы выжить, убивает, чтобы отбить ковчег у нападающей толпы. Ной видит греховность человечества и греховность своих сыновей. Ной сидит в запертом ковчеге и слышит плач и стоны тонущих людей. Против Ноя восстает вся его семья. Неудивительно, что ближе к финалу Ной превращается в полубезумного фанатика, готового истребить человечество до конца, раз это угодно Богу, а после потопа первым делом находит на новой земле виноградные грозди и уходит в запой.

Сыграть эту роль выпало Расселу Кроу, и что забавно – играть он почти и не играет, весь фильм сохраняя на лице одно и то же непроницаемо каменное выражение. Но это вовсе не отсутствие эмоций, а ошеломление перед надвигающейся катастрофой, шок от постяжения степени развращенности мира и осознания ответственности, легшей на его плечи. В то же время Рассел Кроу играет мощного, властного человека, готового идти до конца и отбросить свои сомнения ради выполнения порученной миссии, пусть даже ради этого придется принести в жертву всё, что ему дорого.
В паре с ним мощно выступает Рэй Уинстон в роли Тувалкаина, главного злодея и ветхозаветного ницшеанца, который уверяет всех, что Бог проклял землю и отказался от своих созданий, а потому человек отныне волен поступать по собственным желаниям. Тувалкаин – двойник-антипод Ноя: они оба величественные, подавляющие, мощные и цельные фигуры. Разница между ними только в том, что Ной служит Богу, а Тувалкаин – самому себе. Их схватка поддерживает напряжение в течение всего фильма, тем более, что соперничество между ними не только личное, они сражаются друг с другом за душу среднего сына Ноя – Хама.

Энтони Хопкинс в роли Мафусаила на экране появляется редко (к сожалению), но зато каждое его появление служит новому повороту сюжета. Выступает он в роли хитрого мудреца, который добродушно подшучивает над персонажами и у которого в рукаве каждый раз припрятан какой-нибудь неожиданный трюк. А вот молодое поколение на фоне могучих старцев откровенно подкачало. Эмма Уотсон в роли супруги Сима выглядит очень красиво, но как-то неуместно, будто городская хипстерша в сельской местности. Примерно так же смотрятся и сыновья Ноя в исполнении Логана Лермана, Дугласа Бута и Лео МакХью Кэрролла: гламурные городские подростки, нечаянно забредшие в кровавый эпос и теперь с ужасом и растерянностью наблюдающие за тем, как суровые мужики решают судьбы человечества.

Ну а самым мощным, интересным и неоднозначным персонажем фильма вышел Тот, Кто вообще ни разу не появляется на экране, но при этом незримо управляет всем происходящим. Тот, к Которому постоянно обращаются все герои: благодарят, просят, обвиняют, хвалят. Да, лучшая роль в фильме «Ной» безусловно принадлежит Богу. Он оказывается могучим, страшным и непредсказуемым, но при этом милосердным и любящим. Он проявляет чудовищную жестокость, уничтожая человечество, и Он же являет неожиданную милость, спасая одну семью, которая ничем не заслужила этого. Бог вмешивается в жизнь людей, когда Его никто не ждет, и остается в стороне, когда в нем отчаянно нуждаются. Он требует верности, но при этом молчит о том, как же эту верность проявить. Он говорит мощно и неопровержимо через загадочные видения, Он вынуждает поступать по Его воле, и тут же Он заставляет героев самим делать выбор и нести ответственность за последствия.

Впрочем, нельзя так уж сказать, что Бога на экране вовсе нет, на самом деле, он символически проявляется во вполне конкретной фигуре Ноя, который становится пророком в самом древнем значении этого слова. Он не просто говорит от имени Бога, как Его посланник, он оказывается в живой связи с Богом. Ной получает власть над своей небольшой семьей и падшими ангелами Стражами. Ною наглядно продемонстрирована греховность людей и дано увидеть этот грех не только в потомках Каина, но и в своих детях. Ной вынужден принимать решение – жить или умереть человеческой расе. Против Ноя поднимают бунт его же собственные дети. Можно сказать, что Бог дает Ною ощутить Свое положение: понять Его любовь к творению и к людям, увидеть, как дети губят то, что им было подарено и как они бросают вызов своему Отцу, ощутить тяжесть выбора между справедливостью и милосердием. Так что в каком-то смысле фильму «Ной» гораздо больше подошло бы название «Трудно быть богом», только вот оно уже занято.

Автор: Комраков Олег
Статью прочитали 722 раз(а)
Комментариев: 0


Комментарии к статье:

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений