ГлавнаяСтатьиСтатьи - рубрика Пойдем в кино!Фильм «Облачный атлас»

Фильм «Облачный атлас»

12.11.2012

Амбициозный и грандиозный фильм, продукт совместного творчества трех режиссеров: Тома Тыквера, Энди и Ланы Вачовски, несомненно войдет в историю кинематографа, но навряд ли глубоко затронет сердца зрителей.

Шесть (!) сюжетных линий, разворачивающихся в разных временах и пространствах, от XIX века до далекого будущего, от экзотичных южных островов до современной Шотландии. Шесть жанров, каким-то невероятным образом объединенных в одно гармоничное повествование: морские приключения, мелодрама, журналистский детектив, комедия, антиутопия и постапокалипсис.

Все истории соединены между собой разными способами: во-первых и самых наглядных, герой каждой последующей во времени истории каким-то образом узнает об истории предыдущей – читая дневники и воспоминания, листая письма или даже смотря кино. Во-вторых, в фильме множество связующих нитей, пущенных по общему полотну посредством разных образов: через музыку – сочиненный одним из героев сикстет «Облачный атлас» звучит потом в других историях, через ощущение дежавю и видения, время от времени посещающие героев, через схожие мысли, чувства и слова. Ну и, наконец, в третьих, уже не на литературном, а на кинематографическом уровне – каждую историю разыгрывает один и тот же актерский состав: Том Хэнкс, Холли Берри, Джим Броудбент, Хьюго Уивинг, Пэ Дуна, Джим Стёрджесс и другие. И каждому из них во время съемок приходилось перевоплощаться до неузнаваемости в персонажа иного возраста, с иной внешностью, иной расы, а порой и противоположного пола.

Надо признать, что с технической точки зрения фильм сделан практически безупречно и даже, не побоюсь этого слова, гениально. Связать воедино шесть абсолютно разных сюжетов так, чтобы не получилось жуткого, неудобоваримого винегрета, а напротив, вышло динамичное, четкое повествование, в котором истории легко и непринужденно перетекают друг в друга, перекрещиваются, разбегаются и снова перекрещиваются – с такой задачей справиться очень непросто. Для меня загадка - как Вачовски и Тыкверу хватило наглости взяться за ее решение, и что за безумие обуяло инвесторов, вложившихся в этот, казалось бы, заранее обреченный на провал кинопроект. Но тем не менее – и те, и другие рискнули, одни своими репутациями, другие деньгами, и, самое поразительное, у них получился мощнейший фильм, возможно даже открывающий новую эпоху в искусстве и выводящий кинематограф на новую ступень развития.

Жаль только, что при всех этих впечатляющих технических достижениях с точки зрения художественной убедительности «Облачный атлас» далеко не столь хорош, как хотелось бы. Похоже, режиссеры так увлеклись конструированием своего шедевра, что персонажи как бы ушли на второй план, превратились в шестеренки и маховики хитросплетенного механизма фильма. За калейдоскопичной сменой эпох, пространств и перипетий сюжета не видно живых героев, которым зритель смог бы сопереживать, да к тому же еще постоянная смена ролей превращает актеров в каких-то манекенов, на которых напяливают то одну маску, то другую. Причем если некоторые маски смотрятся достаточно органично, то другие, вроде Хьюго Уивинга в роли злой медсестры или кореянки Пэ Дуна в роли европейской леди, не вызывают ничего, кроме нервного смеха, и уж точно никак не способствуют серьезному восприятию происходящего на экране. «Облачный атлас» напоминает одну их тех механических музыкальных шкатулок, которые так любили в XVIII веке, – с движущимися фигурками, мелодией, записанной на восковом валике, аккуратно подогнанными детальками - красиво, изящно, восхитительно и при этом начисто лишено жизни, просто механическое сцепление шестеренок и ничего более.

Вторая проблема фильма – его создатели очень хотели создать не просто развлекуху, а нечто идейное. Поэтому персонажи постоянно произносят с пафосным видом что-то такое глубокоморальное и высокодуховное, сводящееся к простой идее: «Все мы люди, все мы связаны друг с другом, так давайте уже наконец перестанем друг друга жрать как в прямом, так и в переносном смысле». Мысль, конечно, правильная, но выражена она настолько блекло, банально и неубедительно, что ничуть не удивляешься, когда, невзирая на все старания героев на протяжении нескольких эпох, люди всё так же продолжают поедать других людей, причем в самой последней истории, той, которая разворачивается в будущем после всемирной катастрофы, в самом что ни на есть буквальном виде. Как говорится: «А Васька слушает, да ест». И это по-настоящему обидно, что столько отлично сделанных историй в сумме выдают плоскую мораль в стиле детского утренника, все-таки от столь мощного и серьезного кинематографического высказывания ждешь глубоких, проникновенных идей, а не размазывания манной каши по тарелке.

Впрочем, если не заморачивать себе голову поиском глубинных смыслов, от «Облачного атласа» можно получить чисто эстетическое удовольствие, просто от созерцания того, как искусно сделан этот фильм, а сделан он действительно мастерски.

Автор: Комраков Олег
Статью прочитали 1440 раз(а)
Комментариев: 8


Комментарии к статье:

0
mBpkb88B
You've hit the ball out the park! Inblcdiere!
Имя Цитировать 0
0
Лукасевич Елена Михайловна
Зря потраченное время
Имя Цитировать 0
0
Марго.
Дмитрий, сами вы "бе". Относитесь к этому проще. Любовь она и есть любовь. В самых любых проявлениях и видах.
Имя Цитировать 0
0
Дмитрий
Если бы не некоторые моменты, вставленные для извращенцев, то даже можно было бы порекомендовать друзьям. Порадовала реакция зала на эпизоды с голубками: "Фууу! Беее!". Был солидарен.
Имя Цитировать 0
0
mBpkb88B
You've hit the ball out the park! Inblcdiere!
Имя Цитировать 0
0
Лукасевич Елена Михайловна
Зря потраченное время
Имя Цитировать 0
0
Марго.
Дмитрий, сами вы "бе". Относитесь к этому проще. Любовь она и есть любовь. В самых любых проявлениях и видах.
Имя Цитировать 0
0
Дмитрий
Если бы не некоторые моменты, вставленные для извращенцев, то даже можно было бы порекомендовать друзьям. Порадовала реакция зала на эпизоды с голубками: "Фууу! Беее!". Был солидарен.
Имя Цитировать 0
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений