ГлавнаяСтатьиСтатьи - рубрика Пойдем в кино!Фильм «Ограбление казино»

Фильм «Ограбление казино»

22.10.2012

В новом фильме режиссера Эндрю Доминика под видом криминального детектива рассказывается история о медленно увядающей стране. Причем снята эта история в стиле и настроении, поразительно напоминающем поздний советский кинематограф.

Действие фильма разворачивается в 2008 году во время президентских выборов. Мелкий жулик Джонни Амато по прозвищу Сурок (Винсент Куратола) пытается обстряпать крупное дельце – ограбить подпольное казино, владелец которого не так давно устроил подобный налет на собственное заведение. И хотя ему удалось выйти сухим из воды, у серьезных ребят осталось к нему недоверие, так что в случае нового ограбления его наверняка сочтут виновным и пристрелят.

Для реализации этого очень хитрого плана Сурок нанимает двух бестолковых мелких преступников – Фрэнка (Скут МакНэйри) и Рассела (Бен Мендельсон). Несмотря на всю бестолковость этой парочки, ограбление проходит удачно, они скрываются с деньгами, и подозрение действительно падает на владельца казино Траттмана (Рэй Лиотта). Но мафиозные боссы решают разобраться в ситуации и нанимают «специалиста по решению проблем» по имени Джек (Брэд Питт). Он буквально за пару дней разбирается в произошедшем и выходит на след настоящего организатора.

Гай Ричи или Квентин Тарантино сделали бы из такого сюжета лихую историю с перестрелками, выяснением отношений, черным юмором, пародирующую жанр «нуар», но Эндрю Доминик пошел по другому пути. Его фильм – это слепок с жизни той Америки, которую редко показывают в голливудских блокбастерах: провинциальный город, грязные улицы, покосившиеся дома, бесконечный осенний дождь; бездумные наркоманы, плавающие на самом дне криминального мира, усталые, потрепанные жизнью преступники; никакой романтики, одна только грязная работа, на которой порой приходится избивать, предавать и даже убивать своих подельников. И надо всем этим – с плакатов, с экранов телевизоров – уверенные, оптимистичные лица кандидатов в президенты, произносящих красивые слова о единстве нации, сплоченности и великой Америке, что на фоне представленной на экране действительности звучит форменным издевательством.

По этому безнадежному, уставшему городу перемещается Джек – единственный, кто хотя бы пытается вести себя как настоящий гангстер – одинокий волк, жестокий, сильный, безжалостный, играющий с судьбами людей. Только вот выглядит он, как пришелец из другой эпохи или другого киножанра. Джек чувствовал бы себя как рыба в воде во времена ковбоев и грабителей банков, в Чикаго 20-х, а не здесь – среди усталых, постаревших, обюрократившихся бандитов. Наверное, поэтому на его лице практически постоянно читается неподдельное удивление: он изумляется идиотизму Фрэнка и Рассела, которые разболтали об ограблении. Он изумляется мелочной скаредности мафиозных боссов и тому, что каждое решение нужно обсуждать и согласовывать несколько дней, а на каждую выделенную сумму писать бумагу с обоснованием. Он изумляется тому, как вызванный ему на помощь из самого Нью-Йорка киллер Микки (Джеймс Гандольфини) за два года с их последней встречи превратился из крутого, сурового мужика в размазню, и всё, на что он способен, это бухать и снимать проституток толпами.

Больше всего возмущают и раздражают Джека телевизионные дебаты между кандидатами в президенты, которые проходят как будто в иной реальности. Потому что в мире, где живет Джек, нет никакой Великой Америки, нет никакой единой нации и светлого будущего, а есть уставшая, разочарованная страна, бессмысленные, тупые преступления, криминальный синдикат, превратившийся в бизнес, причем неудачный бизнес, который пребывает в таком же глубоком кризисе, как и вся остальная экономика. Он видит вокруг себя либо молодую бестолочь, либо нерешительных и трусливых стариков, не способных принять даже самое простое решение.

Удивительно, насколько эта осенняя, меланхоличная картина с разочарованными, усталыми, запутавшимися героями и явными диссидентскими намеками похожа на советские фильмы 80-х годов. Стоит только заменить интеллигентов на бандитов, а Брежнева на Барака Обаму – и всё, не отличишь. Когда бывший крутой киллер, а ныне трусливый алкаш, сидя в гостиничном номере, рассказывает о том, каким крутым был когда-то, то в нем так и просвечивает Олег Басилашвили в ролях неудачливого интеллигента в «Осеннем марафоне» или «Вокзале для двоих». Когда камера скользит по улицам, покрытым слоем мусора и осенней листвы, то прям так и видятся перестроечные «чернушные» фильмы, столь популярные в 90-е годы, а ныне почти забытые. Не думаю, что Эндрю Доминик ориентировался на те старые советские и российские фильмы, скорее сама обстановка страны, оказавшейся в тотальном экономическом, политическом, идеологическом кризисе, провоцирует схожие формы отображения действительности.

Но тут, правда, следует сразу сказать, что при сходстве этих самых форм, фильм «Ограбление казино» остается в первую очередь криминальным боевиком. При том, что большую часть времени занимают диалоги, а сцены с убийствами и избиениями можно пересчитать по пальцам одной руки, диалоги производят не самое приятное впечатление своей вульгарностью. Сцены же насилия сняты с предельно шокирующим реализмом и при этом даже с некоторым извращенным любованием, декадентской эстетикой медленно и изящно разлетающихся капель крови. Впрочем, такой визуальный ход удачно подчеркивает общий смысл фильма – в умирающем, разлагающемся мире только смерть вызывает интерес и только насилие имеет хоть какую-то привлекательность, позволяя на время отвлечься от гнетущей бессмысленности жизни (в этом пункте «Ограбление казино» очевидно перекликается с «Бойцовским клубом», и становится понятно, почему Доминик пригласил на роль главного героя именно Брэда Питта).

И нет ничего удивительного, что в «Ограблении казино» в нарушение одного из фундаментальных канонов жанра нет даже намека на любовную линию. В мире, показанном на экране, нет и не может быть места для любви (как, впрочем, и для ненависти), он попросту слишком дряхл для сильных чувств. Здесь грабят, предают, убивают, руководствуясь простыми инстинктами: страхом, желанием сохранить свою шкуру, стремлением срубить по-легкому денег и потом бездарно их потратить. Это уже никакой не романтичный «нуар» и не «Крестный отец», а просто жизненная маета без цели и смысла.

Автор: Комраков Олег
Статью прочитали 1058 раз(а)
Комментариев: 2


Комментарии к статье:

0
Qwaum38VY
Sulinisprgry well-written and informative for a free online article.
Имя Цитировать 0
0
Qwaum38VY
Sulinisprgry well-written and informative for a free online article.
Имя Цитировать 0
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений