Фильм "Дом Солнца"

22.11.2011

Фильм «Дом Солнца» – это милая киносказка, снятая Гариком Сукачёвым по сценарию Ивана Охлобыстина. Действие фильма происходит в Советском Союзе не то в 70-е, не то в 80-е годы. Главная героиня по имени Саша (Светлана Иванова) видит свою фамилию в списке поступивших в медицинский вуз, радостно выбегает на улицу и натыкается на молодого кудрявого хиппи. Он бросает ей загадочную фразу: «Вот так всё начинается» и тут же как будто растворяется в воздухе. Саша, с первого взгляда очарованная таинственным незнакомцем, отправляется искать его. Так дочь партийного функционера, приличная девочка из приличной семьи, попадает в диковинный мир хипповской «Системы», где царит легкое, расслабленное отношение к жизни.

Впереди ее ждут подпольная выставка, разогнанный рок-концерт в Доме культуры (где Иван Макаревич пытается выступить в роли своего отца – презабавное зрелище) и, наконец, долгая поездка в Крым. И всё время рядом с ней оказывается тот самый кудрявый парень (Станислав Рядинский), которого, как выяснилось, сами хиппи называют Солнце. Он появляется словно из ниоткуда, он говорит мудрые слова и улыбается всезнающей улыбкой; никто не знает ни его настоящего имени, ни где он живет. Только рассказывают, что где-то на побережье Крыма у него есть свой дом, который никто никогда не видел, даже самые близкие его друзья.

Безусловно, лучшее, что есть в «Доме Солнца» – это светлая и легкая атмосфера сказочной романтической истории. Хиппи представлены в виде жителей некоей загадочной страны, которая находится одновременно и в этом мире, и где-то по ту сторону. Солнце выступает в роли сказочного принца, на что намекает хипповское прозвище главной героини – Принцесса.

Община хиппи ведет себя как свита Солнца, и его спутники Скелет и Малой чем-то неуловимо напоминают не то шекспировского Пака, не то булгаковского Коровьева и кота Бегемота. Крым предстает перед зрителем местом, где царство вечного лета сильнее мира реальности; там живут колдуньи и замечательный персонаж по прозвищу Баба Беда (Анна Цуканова), абсолютно сказочная как по своему поведению, так и по имени, намекающему на русский фольклор. Короткая сцена с ее участием – одна из лучших в фильме.

Кроме того, на атмосферу сказочности играет сознательный отход авторов от реализма в изображении советской жизни. В фильме смешаны черты СССР 50, 60 и 70-х годов, мало того, к ним добавлены черты именно американского движения хиппи; в СССР оно существовало далеко не в таком виде, как представлено в кино. Для фильма, претендующего на историческую достоверность, это было бы недостатком, а в киносказке, напротив, смотрится вполне органично.

К сожалению, где-то со второй половины фильма появляется нехорошее ощущение, что сценарист и режиссер, выстроив очень красивую и изящную метафору, просто не знают, что с этим сказочным миром делать дальше. По всей видимости, изначально предполагалось показать, как грубая и приземленная реальность разрушает чудесный, романтичный мир хипповской «системы», но только вместе со сказочностью разрушается и сама ткань фильма. Сюжетные линии расплываются и уходят в никуда, а вместе с ними теряется и смысл истории. Хотя понять это можно – похоже, режиссеру самому настолько нравится созданный им воображаемый мир, что он ну никак не хочет разрушать его. Да, умом он понимает, что сказок не бывает, что молодая приличная девушка, случайно забредшая в общину хиппи, всё равно уйдёт оттуда и заживет обычной жизнью, и точно так же все эти ребята рано или поздно остригут волосы, сменят рваные джинсы и «гавайки» на костюмы, пойдут работать, женятся, успокоятся, но он так хочет еще хоть ненадолго продлить веселую романтичную жизнь, сохранить ощущение свободы, вечного лета и вечной молодости.

Таким образом, сказка о противостоянии вольнолюбивых хиппи и сурового советского мира превращается в историю о вечном Питере Пэне и его стране Фантазии, и о том, что этот остров, увы, может существовать только в мечтах, а не в реальной жизни. Сказка получилась грустной, местами нелепой, местами смешной и очень искренней.

Смотрите на кинофестивале «Отражение» 24 ноября (четверг) в 14:10

«Гадкий утенок»
Гадкий утенок в мультфильме выступает в качестве альтер эго Бардина, и сам режиссер искренне считает себя вот таким особым существом, иным по отношению к бездарной, напыщенной и агрессивной человеческой массе…

«Неадекватные люди»
В истории кино нередко случается так, что молодой режиссер, не связанный профессиональными ограничениями, не думающий о критике, просто рассказывает ту историю, которая его волнует, и его свежий и простодушный взгляд на привычные вещи завораживает и пленяет зрителя ничуть не меньше, чем мастерство зрелого, опытного режиссера…

Автор: Комраков Олег
Статью прочитали 1603 раз(а)
Комментариев: 0


Комментарии к статье:

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений