Фильм "Джейн Эйр"

06.09.2011

Роман Шарлотты Бронте «Джейн Эйр» стал классикой английской литературы по трем причинам. Во-первых, конечно же, за счет того, что это хорошо написанная мелодраматическая история, объединяющая в себе два сказочных сюжета: «Золушка» и «Красавица и чудовище». Во-вторых, этот роман является своего рода слепком викторианской эпохи, точно отражающим все ее достоинства и недостатки. Строгая пуританская мораль и школы, похожие на концлагеря; возвышенный романтизм и жесткие сословные перегородки, разделяющие слуг и господ; торжество рационального научного мышления и старинные замки, скрывающие мрачные тайны прошлого; мечты о дальних тропических странах, покоренных великой империей, и пасмурная, холодная Англия, из которой очень трудно вырваться обычному человеку. И, наконец, в-третьих, «Джейн Эйр» – это история о том, как в строгом, холодном обществе люди тянутся к друг к другу через сословные преграды. На страницах романа человеческое начало борется с общественной системой и законами морали, и в этой борьбе человеческое начало зачастую проявляет себя отнюдь не только с хорошей стороны.

Неудивительно, что эту историю экранизировали много раз, и каждый режиссер делал акцент на том или ином пласте сюжета. Новая экранизация, созданная Кэри Фукунага, сосредотачивается на основной сюжетной лини, на романтических отношениях между главными персонажами, намечая прочие части романа, в том числе детство главной героини и ее учебу в школе, лишь пунктирно, отдельными отрывками. Снят фильм в строгой, «классической» манере. О том, что выпущен он в 2011 году, а не полвека назад, можно понять лишь по флешбэкам героини, да еще модной привычке воздействовать на нервы зрителей внезапными шумовыми и визуальными эффектами, но, по счастью, ни тем, ни другим режиссер не злоупотребляет. Работа художников и оператора заслуживает отдельной похвалы. Все пейзажные сцены сняты так, что от них невозможно отвести глаз, не только виды замка, где разворачивается основное действие, но и вересковые пустоши под вечно хмурым английским небом, и осенний пожухлый лес, и даже обычная каменная ограда.

Что касается актерской работы, то, естественно, раз большая часть фильма концентрируется на взаимоотношениях двух героев, на актеров, их играющих, ложится основная нагрузка, и в целом Миа Васиковска и Майкл Фассбендер справляются вполне достойно. Хотя все же Васиковска в роли «серой мышки с прекрасной душой» выглядит достоверно лишь наполовину; в прекрасную душу верится, а вот для «серой мышки» она слишком уж привлекательна. Да и Фассбендеру немного не хватает романтической демоничности, того возвышенного и мрачного страдания, которым так любят упиваться мужские персонажи викторианской прозы. Но, как мне кажется, проблема с недостатком романтичности скорее не в актере, а в режиссерском подходе к тексту Бронте.

Из всех сюжетных пластов романа Фугунага выбрал исключительно то, что связано с мелодраматической историей Джейн и Рочестера, сводя все богатство смыслов только к столкновению характеров гувернантки и владельца замка. За кадром осталось то внутреннее напряжение, возникающее от конфликта между чувствами и социальной ролью, которое в исходном тексте провоцирует в обоих персонажах внутренний надрыв и постоянное балансирование на грани истерики. Вот как раз этого надрыва, которого в книге много, так много, что он выплескивается зачастую даже против воли персонажей, фильму остро не хватает. Чувства, возникшие между Джейн и Рочестером, показаны сильными, захватывающими, но в них недостаточно ощущается горький привкус неправильности из-за того, что они нарушают нормы общественной морали, тех правил приличия, в которых оба главных героя воспитаны с детства. Из-за этого режиссеру, как бы он ни старался, не удается увлечь зрителей и по-настоящему сильно затронуть их чувства, и по той же причине финал картины выглядит смазанным и банальным, как будто режиссеру надоело рассказывать эту историю, и он предпочел оборвать ее при первой же удобной возможности.

Отсюда же проистекает проблема с одномерностью, упрощенностью характеров. Если в Рочестере еще есть намек на двойное и тройное дно, то Джейн с первого до последнего кадра во всех своих поступках выглядит исключительно, как ангел во плоти. Есть лишь два исключения, пожалуй, и это лучшие сцены фильма – два диалога между Джейн и ее тетей, во время которых «добрый ангел» Джейн втаптывает свою родственницу сапогами в грязь без тени жалости, но со всей силой торжествующей добродетели. Так что хотя бы два раза режиссер показал изнанку всецело положительного образа главной героини, и то неплохо.

Подводя итог несколько затянувшегося отзыва: «Джейн Эйр» – добротно сделанный, очень красивый фильм, по хорошему первоисточнику, но ему не хватает внутреннего напряжения, и потому при всех его достоинствах до звания «шедевр» он не дотягивает.

КАРО Фильм Иридиум

05.09-07.09 10:40, 14:45, 17:05, 19:25
08.09-11.09 10:30, 15:10, 19:15, 23:55
12.09-14.09 13:20, 18:05, 22:50
Автор: Комраков Олег
Статью прочитали 2247 раз(а)
Комментариев: 0


Комментарии к статье:

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений