Фильм "Москва 2017"

11.09.2012

Самой главной проблемой русско-американского фильма «Москва 2017» стала рекламная кампания, развернутая в его поддержку телеканалом ТНТ. Трейлер, который шел перед началом сеансов в кинотеатрах и широко разошелся в Интернете, явно намекал на то, что зрителей ожидает фантастический боевик о том, как вторгшиеся в Москву монстры, не то инопланетные, не то еще какие-то, захватывают и порабощают жителей столицы, а главный герой пытается открыть людям правду на вторжение и организовать сопротивление. На самом деле фильм оказался совсем не об этом – и монстры, захватившие Москву, отнюдь не принадлежат к другому миру, и герой организовывает сопротивление совсем не так, как ожидалось, да и вообще «Москва 2017» совсем о другом.

Понять, в чем смысл рассказываемой в фильме истории, удается далеко не сразу. Начинается «Москва 2017» с рассказа о молодом маркетологе, снятого в стиле трэш-фильмов 90-х с явными отсылками к Пелевину, и никак не сообразующегося с тем, что было показано в трейлере. Недоумение проходит только после того, как главный герой, разочарованный в московской жизни, уезжает в деревню, и с ним там случается духовное перерождение, в результате которого он обретает способность видеть бренды, контролирующие сознание людей (да, монстры оказались вовсе не пришлыми, а вполне местными, так сказать, изголовными тараканами), и только после этого история складывается в цельную картину. «Москва 2017» оказалась вовсе не фантастический боевиком, а социальной гротескной сатирой на общество потребления с его увлеченностью брендами, маркетингом и тусовочной бездумной жизнью. С этой точки зрения фильм смотрится очень даже неплохо – и разоблачение мира брендов здесь вполне адекватное, и насмешка над маркетологами, уверенными в своей способности управлять людьми, попадает в десятку. Да и в целом получилась очень внятная последовательная и хорошо изложенная история о человеке, который отлично вписан в общество потребления, занимается рекламой и брендингом, а затем постепенно прозревает, начинает понимать, в какой гадюшник попал, переживает внутренний кризис, отказывается от прежнего образа жизни и пытается взорвать систему изнутри.

Только вот, увы, боюсь, что «Москва 2017» не завоюет зрительских симпатий, и вот почему. Во-первых, отечественный массовый зритель привык слышать критику общества потребления с консервативно-традиционалистских позиций и очень плохо воспринимает подобную критику, идущую изнутри самого общества потребления. Такой вот тонкий (и даже не очень тонкий) стёб над брендами, маркетингом и «золотым тельцом» интересен только тонкому слою столичного «креативного класса», читавшему Бегбедера и Пелевина. Поэтому «Москва 2017» так может и остаться фильмом, снятым маркетологами для маркетологов о том, как это плохо – быть маркетологом и как им хочется побыть нормальными обычными людьми.

Во-вторых, зрители привыкли смотреть фильмы, говорящие языком голливудских блокбастеров, а «Москва 2017» использует гротескный, артхаусный киноязык, более подходящий для кинофестивалей и неуместно выглядящий в широком прокате. Так что перспективы фильма в прокате весьма сомнительны, а жаль, потому что он далеко не так плох, как о нем сейчас пишут в отзывах и на форумах. Всё же внятно изложенная история со смыслом – не частый гость на киноэкранах, но непродуманная раскрутка, внушающая зрителю ложные ожидания, по всей видимости сделает свое черное дело, и «Москва 2017» так и останется курьезом, обруганным и зрителями, и критиками.

С учетом этих обстоятельств говорить о прочих недостатках фильма, наверное, имеет не так уж много смысла, но я все-таки упомяну еще два: голос за кадром, выступающий в роли Капитана Очевидности, разъясняющего зрителю то, что и так понятно, и обидные замечания в адрес России, которые то и дело бросают персонажи. Опять же, для фильма, снятого маркетологами для маркетологов, циничное ехидство в порядке вещей, а вот массовый зритель такого не любит и правильно делает.

Об актерах и актерской игре в этом фильме сказать даже и нечего, все играют так, как положено, без резких провалов и взлетов, но я не могу не отметить то, что в роли главного злодейского маркетолога снялся легендарный Макс фон Сюдов, в послужном списке которого числится чуть ли не полторы сотни кинофильмов. Конечно, он заметно постарел и потускнел и смотрится не таким орлом, как в старых фильмах Ингмара Бергмана. Но всё равно – даже в свои 83 года фон Сюдов еще способен показать класс.

КАРО-Фильм Иридиум

10.09-12.09 10:40, 12:50, 15:00, 17:15, 19:30, 21:45
13.09-19.09 12:50, 17:10, 21:30


КАРО-Фильм Электрон

06.09-12.09 10:00, 14:15, 21:10
13.09-19.09 12:35, 19:25


Автор: Комраков Олег
Статью прочитали 1925 раз(а)
Комментариев: 6


Комментарии к статье:

0
Константин
Фильм жуткое и полное говно
Имя Цитировать 0
0
Крутова
А меня фильм внезапно удивил (я - маркетолог) именно этой критичностью и разоблачением реальности нашего общества. Была приятно удивлена тем, что авторы поднимают эту тематику. Кстати, на английском фильм так и называется: "Бренды".
Имя Цитировать 0
0
Позднева Жанна Анатольевна
Имя Цитировать 0
0
Константин
Фильм жуткое и полное говно
Имя Цитировать 0
0
Крутова
А меня фильм внезапно удивил (я - маркетолог) именно этой критичностью и разоблачением реальности нашего общества. Была приятно удивлена тем, что авторы поднимают эту тематику. Кстати, на английском фильм так и называется: "Бренды".
Имя Цитировать 0
0
Позднева Жанна Анатольевна
Имя Цитировать 0
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений