ГлавнаяСтатьиСтатьи - рубрика Пойдем в кино!Фильм "Темный рыцарь: Возрождение легенды"

Фильм "Темный рыцарь: Возрождение легенды"

30.07.2012

На экраны вышла третья часть экранизации комиксов про человека - летучую мышь от режиссера Кристофера Нолана. Этот фильм ждали, затаив дыхание, один вопрос мучил любителей кино: сможет ли Нолан превзойти предыдущий фильм «Темный рыцарь», один из лучших кинокомиксов нулевых годов, или, хотя бы, остаться на том же уровне. Увы, хотя «Возрождение легенды» оказалось достойным, качественным зрелищем, но до уровня «Темного рыцаря» Нолан не дотянул, новый фильм вышел слишком уж прямолинейным и шаблонным, особенно по сравнению со второй частью.

После событий, показанных в фильме «Темный рыцарь», прошло восемь лет. Готэм наслаждается миром и покоем благодаря жестким законам против организованной преступности. Прокурора Харви Дента называют героем, и только комиссара полиции Гордона слегка передергивает, когда он это слышит. Брюс Уэйн, растративший здоровье на службе обществу, живет затворником в своем поместье, а его альтер эго Бэтмен считается преступником номер один. И тут на эту идиллическую жизнь постепенно начинают надвигаться темные тучи.

Брутальный качок, закрывающий лицо маской-респиратором, по имени Бэйн собирает в канализации Готэма армию из профессиональных наемников и людей, отвергнутых обществом, чтобы устроить революцию, в которой сгорит ненавистный ему город. А в поместье Уэйна проникает симпатичная воровка с незаурядными актерскими способностями, крадет из сейфа жемчужное ожерелье матери Уэйна, а заодно снимает с сейфа его отпечатки пальцев с непонятной целью. Обладающий хорошим чутьем на неприятности Брюс Уэйн понимает, что мирное время закончилось, и настала пора снова надеть обтягивающий черный костюм, плащ и маску с ушами, вывести из подземелья черный бэтмобиль и бросить вызов новому злу... как бы ни отговаривал его от этого дворецкий Альфред.

Дальше события разворачиваются стремительно и захватывающе, но, увы, за исключением немногих неожиданных поворотов, всё идет очень предсказуемо по типовому шаблонному сценарию фильма о супергерое и суперзлодее. Зато режиссер неожиданно решил высказаться на актуальную тему революций, и получилось у него это достаточно интересно. Нолан отнюдь не идеализирует общество Готэма, базирующееся на социальном неравенстве, эксплуатации и лицемерии. Мало того, он показывает, что революционные силы в полном соответствии с учением Маркса зародились внутри самого общества, так что Бэйну оставалось их лишь организовать и повести за собой. Но при этом Нолан показывает, что режим, приходящий к власти в результате вооруженного восстания и опирающийся на обиженных старой властью, оказывается гораздо хуже, чем свергнутый. Система террора, установленная Бэйном в Готэме, удачно характеризуется двумя прозрачными намеками на французскую историю. Трибунал, выносящий только два приговора – смерть или изгнание (причем изгнание оборачивается на деле той же самой смертью) – явно отсылает к революционному трибуналу времен Великой французской революции, символу периода, который впоследствии назвали «эпохой террора». А в подпольщиках, которые борются с режимом Бэйна, несложно разглядеть отсылку к движению Сопротивления в оккупированной нацистами Франции.

Другой темой, проходящей через весь фильм, стала тема героизма. Начинается она вступлением в стиле «герой бывшим не бывает», проходит через искушение «обычной жизнью с женой и детьми», затем развивается в разговорах Бэтмена с молодым полицейским Джоном Блэйком, который восхищается человеком - летучей мышью и пытается понять, что это такое – быть героем. И достигает апогея в финале, когда перед Бэтменом в очередной раз встает вопрос о том, на какую жертву он должен пойти, чтобы спасти свой город и живущих в нем людей.

Поразительно, как все-таки Нолану удается из таких стандартных сюжетных ходов, использованных в сотнях фильмов и тысячах книг, сделать зрелище, трогающее душу и заставляющее задуматься. Может, ответ в том, что Нолан сам очень серьезно подходит к тем вопросам, которые ставит перед своими героями. Обычно в экранизациях комиксов всегда присутствует явно или неявно элемент некоей театральности, своего рода буффонады. Режиссер вроде бы снимает серьезное кино, и при этом как будто слегка подмигивает зрителю: «Ну вы же понимаете, что это всё понарошку, так, только для развлечения». А вот Нолан снимает не для развлечения, он настроен гораздо серьезнее. Конечно, дико смотрится, когда два человека в дурацких карнавальных костюмах разыгрывают серьезную драму отношений с чуть ли не шекспировским накалом страстей, но что поделаешь – вот такую форму избрал режиссер, совместив цирк с драматическим театром. И ведь что самое удивительное – получилось!

Что касается актерской игры, то, как всегда, Кристиан Бэйл в роли Брюса Уэйна оказался на высоте, а в роли Бэтмена на еще большей высоте. Играть только нижней половиной лица и глазами далеко не просто, а у Бэйла это получается просто идеально. А вот Том Харди в роли Бэйна на протяжении всего фильма не слишком впечатлял, производя впечатление типичного злодея с типично злодейскими фразами и типично злодейским выражением лица. Зато в финале, когда выяснилось, что Бэйн не так уж и прост и что мотивы у него не такие примитивные, как думается поначалу, Харди получил возможность сыграть что-то посложнее «злого великана» и неплохо справился с этой задачей. Кстати говоря, они с Бэтменом отлично сочетаются на визуальном контрасте: у одного маска закрывает верхнюю половину лица, у другого – нижнюю, так что когда они вдвоем появляются в одном кадре, то так и хочется сложить их, как пазл.

Также отменно выступила Энн Хэтэуэй в роли Женщины-кошки – гибкой, сильной, ловкой, мгновенно меняющей свое поведение, одним взглядом разбивающей мужские сердца. В зависимости от ситуации она с одинаковой легкостью пользуется то умом, то внешностью, то рукопашными единоборствами, то актерскими способностями. Остальные актеры тоже не подвели и достойно отыграли свои партии.

В целом же, конечно, жаль, что третий фильм, удачный сам по себе, получился слабее второго, но что поделаешь, такие шедевры, как «Тёмный рыцарь», получаются не каждый раз. Будем надеяться, что в следующий раз Кристофер Нолан не только достигнет планки, поставленной им фильмом «Темный рыцарь», но и превзойдет ее.

КАРО-Фильм Иридиум

30.07-31.07 11:15, 14:25, 15:05, 17:45, 18:20, 20:55, 21:35

КАРО-Фильм Электрон

29.07-31.07 12:00, 13:10, 15:10, 18:20, 21:30
Автор: Комраков Олег
Статью прочитали 1162 раз(а)
Комментариев: 0


Комментарии к статье:

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений