Фильм «Война миров Z»

01.07.2013

В фильме «Война миров Z» режиссер Марк Форстер демонстрирует искусство превращения интересной и неординарной книги в заурядный блокбастер об одиноком герое, спасающем мир от толп зомби.

Книга Макса Брукса «Мировая война Z» (оригинальное название «World War Z» с намеком на World War II - «Вторая мировая война») представляет собой собрание рассказов людей из разных стран о нашествии зомби, об отдельных очагах сопротивления, сложившихся в единый фронт борьбы с живыми мертвецами, и о том, как благодаря усилиям всех оставшихся в живых была одержана победа над мировым злом. Написана книга в псевдодокументальной манере, с множеством реалистических подробностей и без особого героического пафоса.

По всей видимости, когда режиссер Марк Форстер взялся за экранизацию этой книги, он собирался следовать путем максимального реализма и правдоподобия (насколько, конечно, возможно этого добиться в фильме про вирус, превращающий людей в живых мертвецов). Но тут ему выдали в качестве главного актера самого Брэда Питта (который заодно выступил в качестве одного из продюсеров), и ситуация тут же изменилась коренным образом. Ведь не может же сам Брэд Питт играть одного из многих рядовых бойцов сопротивления, он же должен как минимум спасать Америку, а желательно так и всё человечество, на что-то меньшее разменивать такую фигуру не пристало. И потому на протяжении всего фильма зритель может наблюдать противостояние двух историй: одна, снятая в псевдодокументальной манере, повествует о борьбе человечества с зомби; другая – пафосная и несколько фэнтезийная – о настоящем герое, который жертвует собой ради спасения мира.

Поначалу верх берет первая история. Брэд Питт играет бывшего эксперта ООН по имени Джерри Лэйн, которого военные выдернули практически из пасти зомби и тут же отправили в разведывательную миссию с целью выяснить, откуда взялась зараза, превращающая людей в ходячие трупы, и как с ней бороться. Лэйн путешествует по миру и становится свидетелем того, насколько разными методами люди борются с внезапно возникшей угрозой. Так, американцы перенесли правительство (вернее, то, что от него осталось) на авианосцы и крейсеры, создав что-то вроде плавучих Соединенных Штатов. Руководство Северной Кореи в приказном порядке за 24 часа удалило зубы всем жителям, похоже, взяв за руководство к действию детский стишок: «Мне мама в детстве выколола глазки, чтоб я в шкафу варенье не нашел». Израиль привычно выстроил громадную стену вокруг Иерусалима, что, впрочем, ненадолго защитило Вечный город.

Но долго, конечно, такие полеты и знакомство с фронтами войны длиться не могут, и во второй половине фильма история о том, как одинокий герой мужественно спасает мир, побеждает окончательно и бесповоротно. В результате фильм прямо на глазах скатывается во вторичное (если не третичное) использование привычных штампов из классических зомби-фильмов, нарастает героический пафос, а развязка удивляет нелепостью и недостоверностью (даже с учетом пониженных требований, предъявляемых к фильмам про зомби). Особенно это раздражает в сравнении с литературным первоисточником, в котором и с достоверностью дела обстояли куда лучше, и героического пафоса было намного меньше. Напротив, в книге постоянно подчеркивалось, что война была выиграна не благодаря великому подвигу одинокого героя, а благодаря совместной сплоченной работе многих обыкновенных людей, каждый из которых честно день за днем выполнял свою работу.

Стоит добавить, что к зрелищной части фильма претензий нет практически никаких. Брэд Питт убедительно играет заслуженного, но всё еще бодрого следователя, который очень сильно любит свою семью и переживает разлуку с ней. Зомби ведут себя в точности так, как и положено приличным зомби: напрыгивают, кусаются и вызывают Страх. Режиссерская и операторская работа вполне на уровне, хорошо сняты масштабные сцены гибели цивилизации и неотвратимого наступления живых мертвецов. А вот кому стоит предъявить серьезную и обоснованную претензию, так это сценаристам и продюсерам. Сценаристам – за несколько странных ляпов, серьезно портящих впечатление от фильма и от главного героя. А продюсерам – за то, что превратили необычную, заметно выбивающуюся из рамок жанра книгу в абсолютно стандартный, уже ставший привычным зомби-апокалипсис.

Автор: Комраков Олег
Статью прочитали 1066 раз(а)
Комментариев: 0


Комментарии к статье:

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений