Грань будущего

11.06.2014

Фильм режиссера Дага Лаймана – идеальное зрелище для ненавистников Тома Круза. Добрых полтора часа на экране он умирает каждые пять минут, переносится в прошлое, только для того, чтобы умереть снова. И снова. И снова. И хотя это вроде бы как делается с благой целью спасения человечества, никак не покидает мысль, что это какие-то добрые люди в Голливуде скинулись на то, чтобы полюбоваться многократной гибелью непобедимого Тома Круза.

По сюжету на Землю нападают инопланетные твари – мимики. О них ничего не известно, кроме того, что они хотят завоевать Землю, умеют управлять временем, выглядят как шаблонные монстры, нарисованные на компьютере. И, конечно, у них есть щупальца, как и у всех шаблонных киношных инопланетян. Мимики высаживаются в Германии, а затем неторопливо и безостановочно распространяются по континенту, сметая на своем пути людей. Переговоры с ними невозможны, сопротивление бесполезно.

Армия применяет против инопланетян новейшую разработку – экзоскелеты, увеличивающие силу и огневую мощь пехотинца. Поначалу это не очень-то помогает, но в бою под Верденом людям удается одержать победу (в фильме прослеживается несколько явных намеков на Первую и Вторую мировые войны, но только вот совершенно непонятно к чему, похоже, режиссер и сценарист просто хотели свою образованность показать). Заодно в этом сражении доблестно проявляет себя Рита Вратаски – она каким-то непонятным образом уничтожает сотню инопланетян и становится примером для всей армии, а также для рекрутов.

События в фильме начинаются в тот момент, когда земная армия готовит мощную атаку на мимиков, и в эту атаку, прямо на передовую, попадает подполковник Билл Кейдж (собственно, сам Том Круз, великий и ужасный). Оформлено это не слишком убедительным сценарным ходом, связанным скорее всего с тем, что в оригинальном романе Хироси Сакурадзака, по которому снят фильм, главный герой – 20-летний новобранец, а Том Круз никак, ни с помощью грима, ни с помощью компьютерных спецэффектов, на 20-летнего не тянет. Вот и пришлось придумывать странную идею о том, что Кейджа на передовую отправляет генерал Брайхам (Брендан Глисон), дескать, пусть профессиональный пиарщик нюхнет пороху.

Неопытный и необученный Кейдж в полной растерянности бродит по полю битвы, совершенно случайно убивает одного из мимиков, попадает под фонтан инопланетной крови, гибнет и вновь оказывается в предыдущем дне. На военной базе, в ожидании сигнала к атаке на инопланетян. Так что теперь ему предстоит найти способ прервать петлю времени, спасти человечество, а при этом желательно и Риту, с которой он вскоре познакомится поближе и узнает секрет ее героизма. Получается что-то вроде участия в компьютерном квесте, в котором для выигрыша нужно совершить определенные действия в правильной последовательности.

Слово «квест» применительно к фильму всплывает не случайно. С какого-то момента всё происходящее слишком уж напоминает компьютерную игру, в которой Том Круз сохранился на военной базе, а дальше просто загружается после своей смерти, и от этого как-то всё меньше и меньше сопереживания вызывает каждая следующая смерть персонажа. Впрочем, надо отдать должное, в фильме есть несколько сюжетных поворотов, которые это самое сопереживание возвращают.

При изложении сюжета сразу на память приходит давно уже ставший классикой «День сурка», но всё же в «Грани грядущего» прием постоянного возвращения и проживания одного и того же дня используется с другой целью. Если в «Дне сурка» главной целью было изменение характера персонажа, можно даже сказать, его перерождение, то в «Грани грядущего», хотя и есть линия с изменением характера (герой Тома Круза из трусоватого пиарщика превращается в сурового бойца), но всё же основной остается идея демонстрации героизма, возведенного в бесконечную степень, а также истинности пословицы «Терпение и труд всё перетрут». Кейдж раз за разом с бесконечным упорством пытается спасти человечество и самого себя. Пробует один вариант действий, умирает, воскресает, пробует другой вариант, и так раз за разом. Так что фильм приобретает черты гимна человеческому упорству и воле к жизни, куда там до него инопланетянам.

Понятно, что для такой роли мог подойти далеко не каждый актер. И забавно, что опять, как и в случае со многими боевиками последних лет, никто из молодых актеров (хотя, повторюсь, в оригинальном романе герою 20 лет) не подходит для работы по спасению человечества. И опять приходится продюсерам и режиссеру приглашать «ветеранов» (хотя стоит заметить: Том Круз находится в отличной физической форме). И Том Круз справился со своей ролью на все сто. Хотя и его напарница Эмили Блант в роли безжалостной и опасной Риты выступила тоже вполне достойно.

Вообще, к фильму можно предъявить ряд претензий. Слишком затянутая и недостоверно выглядящая завязка. Бои не так масштабны, как этого ждешь от блокбастера такого уровня. Монстры шаблонны и скучны. Тома Круза не просто много, а очень много. Налицо перебор с комедийностью, да еще и с явными отсылками ко «Дню сурка». Но, несмотря на всё это, «Грань будущего» – вполне достойный фантастический боевик, без заметных ляпов и натяжек (что для нашего времени редкость), с динамичным сюжетом, который после, увы, несколько вяловатой завязки, захватывает зрительское внимание и не отпускает до конца фильма.

Автор: Комраков Олег
Статью прочитали 701 раз(а)
Комментариев: 0


Комментарии к статье:

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений