Интерстеллар

10.11.2014

Новый фильм режиссера Кристофера Нолана – грандиозный и масштабный научно-фантастический шедевр, достойный занять место в ряду с такими фильмами, как «Космическая одиссея», «Солярис» и «Бегущий по лезвию бритвы. Нет сомнений, что «Интерстеллар» вскоре обретет культовый статус, так что у зрителя сейчас есть редкая возможность – прикоснуться к зарождению легенды, а в научно-фантастическом кино такой шанс выпадает, к сожалению, очень редко.

Фильм начинается мрачной картиной увядания человеческой цивилизации. Гибнут растения, пылевые бури заносят города, люди забывают научные знания. Всё меньше становится инженеров и всё больше фермеров, потому что пропитание стало гораздо важнее, чем наука и техника. Космические программы свернуты, а высадка на Луну и вовсе официально объявлена фальсификацией. Лишь небольшая группа ученых из НАСА в обстановке полной секретности где-то в глуши пытается реализовать проект по спасению человечества. Единственная надежда ученых – «кротовая нора» в другую Галактику, таинственным образом появившаяся возле Сатурна. Зонды показывают, что где-то там, на расстоянии миллионов световых лет, есть 12 планет, теоретически пригодных для создания колонии. Туда-то и отправляется экспедиция, которой надо решить, какой же из миров станет новым домом.

В последний момент к проекту присоединяется бывший пилот НАСА Купер (Мэттью МакКонахи), которого привели на базу таинственные сигналы, по всей видимости, связанные с теми же существами, что открыли «кротовую нору» в иную Галактику и тем самым дали человечеству второй шанс. Купер соглашается принять участие в полете, хотя ради этого ему придется расстаться со своей дочерью Мерфи, но пилот обещает ей, что вернется к ней, обязательно вернется, какие бы препятствия ни стояли на его пути. И вот уже его путь лежит на орбиту, а там и к Сатурну, вместе с Амелией (Энн Хэтэуэй) – дочерью лидера.

Относительно фильма «Интерстеллар» стоит сразу выдать несколько предупреждений. Во-первых, он далек от стандартов привычного фантастического боевика, нет здесь никаких бластеров, космических истребителей и дуэлей на световых мечах. Напряжение создается в основном за счет внутренних конфликтов персонажей, а также борьбы с природными условиями, которые в космосе нисколько не благоволят человеку. Повествование разворачивается очень-очень медленно и тягуче; завязка, описанная в предыдущем абзаце, занимает целый час времени, но потом события начинают идти.

Во-вторых, весь фильм очень мрачен, серьезен и наполнен пафосом. Время от времени обстановку пытается разрядить корабельный робот с запрограммированным чувством юмора и необычным дизайном, но и это не очень-то помогает, максимум вызывает легкую улыбку.

В-третьих, фильм напичкан отсылками к последним достижениям физики и космологии: «кротовые норы», позволяющие мгновенно перемещаться в пространстве, эффект замедления времени при приближении к черной дыре (так называемый «парадокс близнецов»), создание искусственного тяготения при помощи вращения орбитальной станции и так далее. Книжная научная фантастика использует все эти темы не одно десятилетие, а вот в кино они встречаются гораздо реже, так что у зрителя, не знакомого с популярными изложениями современной космологии в научно-популярной публицистике или той же фантастике, они, скорее всего, вызовут недоумение.

В-четвертых, «Интерстеллар» – фильм по-настоящему жуткий. Причем жуть достигается не применением эффектов в стиле: «с криком „Буууу!“ из-за угла выскочил маньяк в маске», а тем, что фильм ясно показывает, насколько мал, хрупок и бессилен человек по сравнению с огромной Вселенной вокруг нас. И насколько ограничены наши возможности познания этого мира и управления своей судьбой. Но в то же время можно сказать, что это фильм о величии человеческого духа, о способности и готовности преодолевать себя, идти до конца. Конечно, всё ради любви, хотя любовь все персонажи фильма понимают по-разному. Для кого-то любовь к человечеству и желание спасти человечество гораздо важнее одной частной любви. Для кого-то важнее любовь к родному дому. А кто-то, как главные герои – Купер, Мерфи и Амелия – разрывается между желанием спасти человечество и любовью к одному конкретному человеку. «И море, и Гомер – все движется любовью», как сказал когда-то поэт, и в фильме «Интерстеллар» это утверждение раскрыто на все сто процентов.

Также стоит отметить очень эмоциональный, мощный дуэт Макконахи и двух актрис, сыгравших дочь главного героя в разном возрасте – Джессики Честейн и Маккензи Фой. Трагедия разлуки в пространстве и времени, ощущение предательства со стороны самого близкого человека, отчаяние от невозможности выполнить свое обещание вернуться – всё это становится такой же мощной действующей силой картины, как и предчувствие глобальной катастрофы, и изумление перед величием разума.

Визуально «Интерстеллар» цитирует множество фантастических фильмов: от классической «Космической одиссеи» до прошлогодней «Гравитации», так что можно составить из них список на целую страницу, чем, по всей видимости, и будут заниматься в ближайший год поклонники научной фантастики. Ну а заодно будут наполнять блоги и форумы горячими дискуссиями о научной подоплеке происходящего на экране и о том, насколько в фильме сходятся концы с концами. А поспорить есть о чем, потому что многие сюжетные ходы вызывают недоумение, точно так же как и некоторые решения по монтажу картины. Впрочем, все недостатки меркнут на фоне масштабности и трагичности рассказанной истории, особенно если вспомнить какие дикие сюжетные дыры стали уже практически визитной карточкой фантастических фильмов последних лет.

«Интерстеллар» на этом фоне смотрится как настоящий праздник для любителей качественной научной фантастики. Причем именно научной, а не сказочно-притчевой, как «Аватар» или «Элизиум». Кристофер Нолан и его брат Джонатан, участвовавший в работе над сценарием, возрождают увядающий интерес к научной картине Вселенной, научным представлениям о месте человечества в Космосе и о будущем человечества. А такого интереса, такого способа мышления, тяги к познанию и открытию нового нашему современному мировоззрению очень сильно не хватает.

Автор: Комраков Олег
Статью прочитали 856 раз(а)
Комментариев: 2


Комментарии к статье:

0
Настасья
Фильм потрясающий, однозначно стоит посмотреть! Три часа прошли на одном дыхании!
Имя Цитировать 0
0
Настасья
Фильм потрясающий, однозначно стоит посмотреть! Три часа прошли на одном дыхании!
Имя Цитировать 0
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений