«Лего. Фильм»

03.03.2014

Снятый на студии Warner Brothers мультфильм, при просмотре трейлера создававший впечатление гигантского рекламного ролика компании «Лего», приятно удивил размахом, фантазией и умелой работой с разной аудиторией. Для маленьких детей тут много-много кубиков всемирно известного конструктора, трансформирующихся из одной фигуры в другую. Для подростков – хорошая героическая история с простой, убедительно изложенной моралью. А для взрослых – множество сцен, отсылающих к известным фильмам, шоу и историческим событиям, а также очень простое, буквально на кубиках, разъяснение лего-философии, которая неожиданно оказывается глубже, чем можно было предположить.

В представленном на экране мире, где всё сделано из разных наборов «Лего» – даже огонь, даже облака, даже солнце! – живет простой работяга Эммет (в его роли выступает обычная желтая лего-фигурка с клешнеобразными руками и нарисованной улыбкой). Эммет, как и все горожане, всегда поступает строго по инструкции: завтракает, одевается, работает на стройке, где взрывают старые здания и строят новые – всё из лего-деталек, разумеется. Управляет городом президент Бизнес – замечательный человек... в смысле замечательная лего-фигурка, которая всеми силами добивается одного – чтобы в городе и во всём мире царили абсолютный и непоколебимый порядок, неукоснительное соблюдение правил и, как результат, вечная застывшая гармония.

Но вот однажды Эммет случайно проваливается в подземелье и обнаруживает там таинственный артефакт, и после прикосновения к нему жизнь Эммета меняется раз и навсегда. Внезапно на него сваливается куча проблем: полицейский (одновременно и злой, и добрый), прекрасная бунтовщица по прозвищу Дикарка, мудрый старец Витрувиус, готично-мрачная лего-фигурка в маске летучей мыши (куда же без Бэтмена) и несколько других, еще более странных персонажей. От них-то Эммет и узнаёт великую тайну: президент Бизнес на самом деле суперзлодей, который зомбирует жителей города и замышляет с помощью тайного страшного оружия склеить и обездвижить весь мир! Противостоят Бизнесу Великие Мастера, среди которых Супермен и Чудо-женщина, Авраам Линкольн на летающем кресле, два Микеланджело – скульптор и черепашка-ниндзя – и другие лего-фигурки.
Великие Мастера, конечно, во всём превосходят Бизнеса, но вот беда – они творческие личности, а потому могут замечательно работать поодиночке и экспромтом, но бессильны в ситуации, когда надо действовать вместе по заранее согласованному плану. Конечно, поначалу Мастера жестоко насмехаются над Эмметом, у которого в голове царит космическая пустота (убедительно показанная посредством всё тех же лего-кубиков), а фантазии хватает лишь на создание нелепого двухъярусного дивана для просмотра телевизора вместе с друзьями. И далеко не сразу Мастера начинают понимать, что преимущество Эммета состоит в том, что он умеет планировать действия и работать в команде. А если он научит тому же и остальных Мастеров, то трепещите, злодеи!

Вот тут-то в полной мере раскрывается основной конфликт, на котором строится весь мультфильм: вечное противоречие между инструкцией и фантазией, или, если перевести на язык философских абстракций – вопрос о сочетании Порядка и Свободы (а этот вопрос, между прочим, волнует европейскую философию не одну сотню лет). Бескомпромиссное следование инструкции приводит к отсутствию движения, замораживанию и омертвлению. А ничем не ограниченные творческие импульсы становятся разрушительной силой и ввергают всё в хаос и бессмысленное разрушение. Как же совместить две эти разнонаправленные тенденции? Ответ в мультфильме дан в лего-стиле: да, кубики (и прочие детальки) одинаковые, но собирать-то их можно по-разному. Можно строго по инструкции, тогда всё будет точно, аккуратно, но стандартно и скучно. А можно складывать кубики, руководствуясь своей интуицией и смутной фантазией, смешивая фигурки и детали из разных наборов. Конечно, получится что-то дикое и несуразное, зато свое, такое, чего точно ни у кого больше нет. И только от творца зависит, какой способ применять. Но главное – делать это надо вместе, и так, чтобы всем было хорошо – и сторонникам порядка, и сторонникам свободы.

Идея не сказать, чтобы очень уж оригинальная, но надо признать – реализована она в мультфильме четко и последовательно. В противостоянии Бизнеса и Мастеров обе стороны учатся друг у друга – одни упорядочиванию творчества, другие – внесению творческого начала в жесткое следование инструкциям. Точно так же идея раскрывается через общее построение мира, в который включены «кубики» из разных миров, эпохи сюжетов. Тут и Дикий Запад, и Звездные войны, и мир «меча и магии», и кислотно-дискотечный Заоблачный мир. Даже в неожиданном финальном повороте сюжета, который меняет восприятие всего происходящего на экране, реализована та же идея сочетания порядка и свободы. Кстати говоря, поворот получился действительно неожиданным; надо отдать должное Филу Лорду и Кристоферу Миллеру, которые выступили в этом мультфильме одновременно в роли режиссеров и сценаристов.

Да и вся сюжетная канва демонстрирует, как можно из тысячи раз использованного стандартного набора ходов и персонажей (Избранный, Предназначение, Суперзлодей, Мудрый наставник, Героическое самопожертвование) сделать что-то цепляющее и ни на что не похожее. К сожалению, нельзя сказать, что у «Лего. Фильм» нет никаких недостатков. Некоторые сцены затянуты, видны несколько явных логических нестыковок (хотя на фоне фантастических фильмов последнего времени, в которых логика даже и не ночевала, «Лего. Фильм» смотрится очень даже ничего). Но зато мультфильм весьма зрелищно поставлен, в нем есть идея, мораль и ясно выраженный творческий призыв: «Не бойся воплощать свои замыслы в жизнь, даже если это будет всего лишь нелепый двухъярусный диван».

Автор: Комраков Олег
Статью прочитали 805 раз(а)
Комментариев: 0


Комментарии к статье:

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений