Люси

15.09.2014

В своем новом фильме режиссер Люк Бессон с блеском возвращается в мир кинофантастики, Скарлетт Йоханссон демонстрирует процесс ускоренной эволюции человека, а Морган Фримен рассказывает о том, насколько плохо мы используем свой мозг и каких чудес могли бы добиться, заставив свое серое вещество работать на все сто процентов.

Сюжет фильма таков. Простодушная студентка Люси (Скарлетт Йоханссон), приехавшая учиться на Тайвань, совершенно случайно оказывается втянута в разборки между наркоторговцами. Глава местной мафии Джанг (его играет корейский актер Чхве Мин Сик; Люк Бессон для этого фильма собирал актеров по всему миру) отдает распоряжение включить Люси в команду курьеров, которые повезут в Европу четыре пакета со сверхновым, только что синтезированным наркотиком, причем пакеты им зашивают в животы. Когда Люси отлеживается после операции, один из мелких бандюков пинает ее ногой, пакет рвется, и наркотик попадает в кровь.

Тут-то и выясняется, что у этого вещества есть побочный эффект – оно увеличивает возможности человеческого мозга по анализу информации и восприятию окружающего мира, ускоряет мышление и даже позволяет через какое-то время овладеть сверхспособностями по управлению материей. Обратная сторона медали: постепенная утрата всех эмоций и смерть в течение примерно суток. Осознав происходящее с ней, Люси решает найти людей, которым сможет передать открывшиеся ей знания, и, если получится, найти способ избежать гибели.

Своей основной идеей фильм удивительно похож на недавнее «Превосходство» с Джонни Деппом в главной роли. И в том, и в другом фильме герой благодаря достижениям науки постепенно теряет свою человеческую сущность, обретая сверхспособности, а другой персонаж пытается прервать процесс превращения. И там, и там основной упор сделан не на сюжет, а на красивую картинку и спецэффекты. И тот, и другой фильм строятся вокруг звездного актёра, который должен показать трансформацию человека в сверхчеловека. И там, и там есть герой противоположного пола, который с открытым ртом наблюдает за трансформацией основного персонажа, как бы призывая зрителя удивиться вместе с ним/нею.

Стоит заметить, что в «Превосходстве» в качестве такого персонажа выступала жена главного героя, что сюжетно было вполне оправдано. А вот в «Люси» рядом с главной героиней оказывается совершенно для нее посторонний полицейский комиссар Дель Рио (Амр Вакед – на сей раз египетский актер). Причем и сам комиссар в одной из сцен задает вопрос, почему Люси его за собой везде таскает, и в этот момент даже возникает такое ощущение, что он не героиню спрашивает, а режиссера. Наконец, в обоих фильмах участвует Морган Фримен, причем играет практически одну и ту же роль коллеги и наставника, обосновывающего всё происходящее псевдонаучными лекциями (сюжет «Люси» строится на популярной идее о том, что человек якобы пользуется своим мозгом лишь на 10%).

Впрочем, при всех сходствах «Люси» оказывается заметно лучше «Превосходства». У Бессона нет никакой тягомотины, напротив, действие в фильме очень живое и яркое, много юмора (по большей части, правда, несколько чернушного). Диалоги написаны куда лучше, да и процесс преображения получился куда достовернее – сцена, в которой напуганная происходящей переменой Люси прощается по телефону с матерью, вышла очень трогательной и по-настоящему драматичной. Не обошлось и без столь любимых режиссером автомобильных гонок, уж это-то Бессон умеет снимать как никто другой.


Но самое лучшее в фильме – это, конечно, Скарлетт Йоханссон. Глядя на нее, вспоминается старый театральный анекдот про молодого актера, который нервничает перед первым выходом на сцену и спрашивает более опытного коллегу: «Как быть, если в первом акте надо сыграть подвыпившего?» – «Да в чем проблема? Двести грамм коньяка – и на сцену!» – «Но в следующем акте мне уже надо быть трезвым». – «А вот это, молодой человек, надо играть!» Так вот, в первом акте фильма Йоханссон именно играет (не особо достоверно) простоватую студенточку, любительницу клубных тусовок и случайных сексуальных связей. Зато во втором и третьем акте она не играет, а как будто живет ролью бесстрастного целеустремленного сверхинтеллектуального существа (новую суперЛюси невозможно назвать «женщиной», настолько далеко зашла она в своем превращении). Смотрится Йоханссон настолько убедительно и пугающе, что Станиславский при виде неё наверняка закричал бы: «Верю, верю, достаточно».


Жаль только, что при всех этих несомненных достоинствах фильма самой главной его проблемой остается именно сценарий, вторичный и местами нелепый. Всё же такая тема, как увеличение возможностей человеческого мозга и преобразование самой сущности человека под влиянием новых технологий требует более сложного и продуманного подхода. С другой стороны, серьезный фильм вряд ли удалось вместить в формате боевика, а соответственно, он не привлек бы широкую публику (как это произошло с недавним фильмом «Она» режиссера Спайка Джонса – замечательным рассуждением на тему взаимодействия человека с искусственным интеллектом, из-за избыточной артхаусности оставшимся почти не замеченным). Вот и предпочел режиссер Люк Бессон остаться пусть и с не очень хорошо слепленной историей, зато с красивой картинкой.

Автор: Комраков Олег
Статью прочитали 832 раз(а)
Комментариев: 0


Комментарии к статье:

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений