Превосходство

14.07.2014

Дебютный фильм режиссера Уолли Пфистера, раньше работавшего оператором в нескольких знаменитых работах Кристофера Нолана, явно задумывался как серьезное высказывание на тему опасности коммуникационных технологий, неизбежности конфликта между стремлением к прогрессу и страхом перед радикальным изменением человеческой природы. К сожалению, несмотря на привлечение выдающихся актеров и отличную работу с «картинкой», фильм получился тягучим и скучным, а поставленные вопросы бессмысленно зависли в воздухе.
Доктор Уилл Кастер (Джонни Депп) увлечен разработкой искусственного интеллекта, способного сознавать себя. Понимая, что простым наращиванием мощностей процессоров ничего по-настоящему прорывного создать не удастся, Кастер делает неожиданный ход: он переносит в компьютер сознание обезьяны (не очень понятно, как именно, впрочем, в фильме все технические подробности даются очень скупо и по большей части смотрятся недостоверно). Об опытах Кастера узнают подпольные экотеррористы и решают помешать эксперименту. Они устраивают теракты в лабораториях, одновременно один из них стреляет в самого Кастера отравленной полонием пулей. Доктор медленно и мучительно умирает несколько недель на руках у любимой жены Эвелин (Ребекка Холл) и лучшего друга Макса (Пол Беттани).

В отчаянии они решают перенести сознание Кастера в компьютер; искусственный интеллект проникает во всемирную сеть и решает облагодетельствовать человечество. Но человечество в лице всё тех же террористов, с которыми после некоторого колебания начинают сотрудничать и ученые, и официальные власти, боится перемен, и готово на всё что угодно, лишь бы избавиться от угрозы. Даже по этому пересказу видно, что у фильма «Превосходство» были все возможности стать выдающимся. Интересный и актуальный сюжет о сражении за будущее человеческой расы. Обращение к теме искусственного разума, естественно, затрагивающее вопросы о том, что такое разум и душа и может ли человек после перемещения в компьютер остаться человеком.
История построена через напряженную и трагичную любовную историю, в которой компьютерный разум продолжает любить свою жену из плоти и крови или же, может, изображать любовь для своих целей. А жена отчаянно пытается понять, кто же перед ней: машина, принявшая облик любимого человека, или он сам, обретший электронное тело, но сохранивший душу. Есть в фильме и удачно показанная неоднозначность противостояния, в котором люди, выступающие против машин, ведут себя как опасные фанатики, а компьютерный разум оказывается даже в чем-то более человечным, чем его противники.

Причем сыграно всё это целым ансамблем отличных актеров. Джонни Депп в кои-то веки выходит из амплуа эксцентричного комедийного чудика и создает драматический образ. С ним успешно выступает дуэтом Ребекка Холл, а на втором плане их поддерживают Пол Беттани, Морган Фримен, Кейт Мара и Киллиан Мёрфи. Плюс обязательно стоит упомянуть операторскую работу: множество красивых планов и завораживающих спецэффектов, не зря всё-таки Уолли Пфистер столько проработал с Кристофером Ноланом, он умеет показывать картинку.
Беда только в том, что за любованием картинкой как-то смазываются и сюжет, и персонажи, и идеи. По ходу повествования постоянно возникают недоуменные вопросы и по технической части, и по логической. Но плохо даже не это, плохо то, что ни один из героев фильма толком не раскрыт. Главный герой, который чуть ли не треть фильма умирает, а остальное время проводит в виде лица на экране, регулярно выдает проникновенные речи о будущем человеческой расы, но почему он так сильно желает изменить мир и чего он, в конечном счете, добивается, так и остается непонятным. Более-менее прочерчены лишь мотивации Эвелин и ее колебания между преданностью мужу и страхом перед тем, во что он превратился. Остальные же герои остаются лишь функциональными фигурами, что постоянно вызывает вопрос: зачем было привлекать талантливых актеров для ролей, где им нечего играть.

Порой создается такое впечатление, что режиссер пригласил всех этих людей в свой фильм, просто чтобы дополнительно украсить пространство, добавить к полям солнечных батарей, рядам компьютерных экранов и стеклянным стенам лабораторий Джони Деппа, Ребекку Холл и других актеров. Да, получилось действительно красиво, но этого всё же как-то недостаточно. Та же самая проблема проявилась и в отношении идей, высказанных в фильме. Режиссер Уолли Пфистер обращается к серьезнейшим вопросам, подробно разбирает их, демонстрирует зрителю со всех сторон. И всё. Такое ощущение, что он любуется сложностью и неоднозначностью этих вопросов, но раскрывать их по-настоящему то ли не хочет, то ли не может, лишь скользит по поверхности. И это, конечно, очень обидно, потому что действительно у «Превосходства» были все шансы стать и красивым, и глубокомысленным, но он остался лишь красивым.

Автор: Комраков Олег
Статью прочитали 540 раз(а)
Комментариев: 0


Комментарии к статье:

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений