ГлавнаяСтатьиСтатьи - рубрика Пойдем в кино!«Сталинград». Красивое кино о великой войне

«Сталинград». Красивое кино о великой войне

14.10.2013

О Великой Отечественной войне снято множество фильмов в разных жанрах: трагедии, фарсы, простые житейские истории, любовные драмы, даже музыкальные комедию. Но режиссер Федор Бондарчук стал первым, и в этом надо отдать ему должное, кто снял о войне радикально эстетский фильм, в котором красота картинки вытеснила все смыслы, сюжет, характеры и даже саму войну.

Где-то рядом с Волгой среди живописных руин под вечно-серым небом стоит Дом. В Доме живет девушка Катя. Она похоронила всю свою семью, пережила немецкую оккупацию и с надеждой ждет Красную армию-освободительницу, и Красная армия приходит. Приходит она в виде нескольких разведчиков, которые убивают немцев и получают приказ защищать дом любой ценой. Дальше солдаты долго ждут штурма и развлекаются как могут: днем палят по немцам из пушки хитрым рикошетом, выясняют между собой отношения, ухаживают за Катей, наблюдают за немцами, а ночью отмечают день рождения Кати (так уж удачно совпало) – готовят торты из черного хлеба и сгущенки, а один из бойцов, переодевшись во фрак, играет на рояле и поет оперную арию.

Где-то рядом в другом доме, в подвале, живет девушка Маша. Ее легко отличить от Кати, потому что Катя – брюнетка и положительная, а Маша – блондинка и... не очень положительная. К Маше ходит немецкий капитан, который командовал солдатами, перебитыми в Доме. Капитан очень сильно переживает, хочет отомстить русским за убитых подчиненных, жалуется Маше на то, что война превратила его, благородного солдата, в зверя, вспоминает покойную жену, произносит перед солдатами ободряющую речь, спорит с начальником, который недоволен всем: русскими, евреями, вшами, романами солдат с местными жительницами. В общем, немцы занимаются всем, чем угодно, кроме своих прямых обязанностей по ликвидации нагло засевших прямо у них перед носом советских солдат.

То, что происходит на экране между немногочисленными боевыми эпизодами, подозрительно напоминает телевизионную передачу, то ли «Дом-2», то ли «Давай поженимся». Приходится гнать от себя такие мысли, сосредотачиваться и говорить себе: «Нет, это кино про подвиг, самопожертвование, трагизм войны, а вовсе не про то, кому из претендентов девушка Катя отдаст свое сердце... и всё остальное тело, и не о том, обретут ли немецкий капитан и девушка Маша скромное подвальное счастье». Впрочем, какие-то малопонятные военные действия всё-таки происходят: бегут на немецкие позиции горящие десантники, с неба падает самолет, старый ополченец крестится перед атакой... Но все равно остается смутный осадок.

Странности атмосфере фильма добавляет изящный голос Федора Бондарчука, который за кадром рассказывает о прошлом каждого из солдат, оказавшихся в Доме. Голос звучит не просто так, он как бы принадлежит русскому спасателю, который в 2011 году после цунами в Японии говорит с немецкой туристкой, оказавшейся под обломками, и рассказывает ее историю о своей маме и пяти отцах. А мама – это и есть та самая девушка Катя из Дома. Тут, конечно, возникает логичный вопрос: а зачем нужна обрамляющая история с ликвидацией последствий цунами в Японии, какое отношение она имеет к Сталинградской битве. Да, понятно, что и там, и там катастрофа, и там, и там немцы, и там, и там русские героически спасают. Но всё равно выглядит это откровенно притянутым за уши.

И дальше вопросы множатся с каждой минутой экранного времени. Почему, если Дом имеет такую стратегическую ценность, его защищают несколько бойцов с боеприпасами «на один час боя»? Почему им не пришлют подкрепления? Почему немцы так робко и нерешительно атакуют столь важный объект? Откуда в разбомбленном городе взялась работающая колонка с водой? Что курил немецкий капитан перед тем, как произнести перед солдатами речь о том, что фюрер – их бог, который ведет их в Индию, где у каждой женщины шесть рук, и этими шестью руками они вытворяют такое...? Как девушка Маша в разбомбленном городе ухитряется постоянно ходить с профессиональным мейк-апом на лице и аккуратной прической? Где солдат и певец нашел смокинг, и почему пианино, на котором он играет, не расстроилось после бомбежек и обстрелов?

Впрочем, бессмысленность этих и других вопросов становится понятна довольно быстро. «Сталинград» Федора Бондарчука к реальному Сталинграду имеет ровно такое же отношение, как «300 спартанцев» Зака Снайдера (на которого Бондарчук явно ориентировался) к реальным Фермопилам. Как и Снайдер, Бондарчук снимает очень красивую, яркую и завораживающую фантазию на тему войны, своеобразный кинокомикс. Единственная цель фильма: сделать красиво, и да, у Бондарчука это получилось на все сто. Практически каждый кадр фильма – маленький операторский шедевр. Угрюмое багровое зарево над горизонтом, страшные горящие десантники, суровые мужчины, которые в замедленной съемке красиво убивают и красиво умирают, немецкий капитан принимает героические позы и произносит пафосные слова, нежная девушка Маша изящно стреляет из снайперской винтовки, гламурная девушка Катя театрально страдает. Ну и всё остальное соответствует: красивые руины, почему-то с античными колоннами, красивые самолеты и танки, красивая музыка, красивая история, точнее даже несколько историй.

Правда, несколько смущает тот факт, что режиссер любуется сам и предлагает зрителю любоваться исключительно зрелищем смерти, убийства и разрушения, но как красиво он это делает! Только вот истории, которые пытается рассказывать Бондарчук, потому и не производят никакого впечатления, что они сделаны слишком красиво, чтобы казаться правдивыми. Фильм получился слишком уж идеальным, красивым той красотой, которая радует взгляд, но не трогает сердце.

И уж раз речь зашла об историях, то тут-то как раз притаилась самая главная проблема фильма. Бондарчук ради красоты и зрелищности впихнул в фильм все разработанные сюжеты военного кино. Конфликт двух советских офицеров из-за девушки, страдания мирных жителей и зверства фашистов, снайперская стрельба, дуэль немецкого и русского героев, высадка десанта (привет Спилбергу), самопожертвование, танковая атака, военная хитрость, фашистское язычество против русского православия. Из-за такого дикого скопления сюжетов и сопутствующих им штампов всё это напоминает популярные ныне кинопародии вроде «Очень страшного кино», только снятого на полном серьезе. Хотя, вспоминая отдельные эпизоды из этого очень военного кино, вроде того момента, когда немецкий капитан подбадривает солдат перед боем рассказом о шестируких индианках, и других подобных, на ум приходит непрошеная мысль: «Сдается мне, джентльмены, что это была комедия».

Автор: Комраков Олег
Статью прочитали 1522 раз(а)
Комментариев: 8


Комментарии к статье:

0
Светлана
Фильм на троечку,ходили компанией - все были жутко разочарованы!! и то с натяжкой! Читала и удивлялась, как точно автор статьи мои собственные ощущения и эмоции после просмотра фильма передал!
Имя Цитировать 0
0
Мария
После такой статьи, я уж точно не пойду на этот "ШЕДЕВР", сомнений совсем не осталось, много рекламы - фильма "ноль"
Имя Цитировать 0
0
Елена
Статья хорошая! спасибо. смотреть совсем перехотелось на творение Бондарчука.
Имя Цитировать 0
0
Ларин Валерий Викторович
Фильм на троечку!
Имя Цитировать 0
0
Светлана
Фильм на троечку,ходили компанией - все были жутко разочарованы!! и то с натяжкой! Читала и удивлялась, как точно автор статьи мои собственные ощущения и эмоции после просмотра фильма передал!
Имя Цитировать 0
0
Мария
После такой статьи, я уж точно не пойду на этот "ШЕДЕВР", сомнений совсем не осталось, много рекламы - фильма "ноль"
Имя Цитировать 0
0
Елена
Статья хорошая! спасибо. смотреть совсем перехотелось на творение Бондарчука.
Имя Цитировать 0
0
Ларин Валерий Викторович
Фильм на троечку!
Имя Цитировать 0
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений