Волк с Уолл-стрит

10.02.2014

Новый фильм режиссера Мартина Скорсезе наглядно демонстрирует, как яркая и необычная жизненная история изменяет начальный замысел автора и преобразует его в нечто противоположное. Приступая к экранизации мемуаров Джордана Белфорта – торговца ценными бумагами, осуждённого за финансовые преступления, Скорсезе явно намеревался создать памфлет, обличающий гонку за деньгами, циничное прожигание жизни финансовыми воротилами, коррупцию и всю систему «делания денег из ничего». Вместо этого как-то сам собой вышел героический эпос о передовике капиталистического труда и едва ли не герое нашей эпохи.

Джордан Белфорт (Леонардо ДиКаприо) начинает свою карьеру мелким незаметным клерком в одной из больших инвестиционных компаний на Уолл-стрит. После того, как во время финансового кризиса его компания разоряется, Джордан начинает торговать дешевыми акциями в мелком, никому не известном офисе где-то в предместьях города. Но благодаря своей железной хватке, настойчивости, тонкому пониманию желаний клиентов и самое главное – постоянной нацеленности на богатство, он довольно быстро отвоевывает себе место под солнцем и врывается на Уолл-стрит во главе мелкой, но очень наглой и агрессивной конторы, спекулирующей ценными бумагами.
Довольно быстро Джордан понимает, что легальными методами много денег заработать не получится, и потому начинает всё больше обходить закон, а порой и вполне откровенно его нарушать, хотя до совсем уж откровенно криминальных методов никогда не опускается, как сказал бы Остап Бендер, «чтит уголовный кодекс». В результате за очень короткий срок Джордан становится миллионером и воплощает в жизнь все свои желания: дорогие машины и костюмы, шикарный особняк, красивые женщины. А для того, чтобы держать себя в состоянии постоянного драйва, – алкоголь, кокаин и прочие взбадривающие вещества. Увлеченный этой «сладкой жизнью» Джордан не сразу обнаруживает, что деятельность привлекла внимание комиссии по ценным бумагам и ФБР. Те прекрасно понимают, насколько просто прижать выскочку, не имеющего поддержки среди финансовой и политической элиты, и заставить его выдать потайные механизмы работы финансовых воротил с Уолл-стрит. Теперь Джордана ждут невеселые времена: чудесный мир больших денег повернется к нему другой стороной, и он на себе узнает старое правило: «За всё надо платить».
Скорсезе мало внимания уделяет собственно процессу добывания денег, всем этим тонкостям биржевой игры, спекулятивным манёврам, закулисным договоренностям и прочим неприглядным подробностям финансовой деятельности. Да это, впрочем, и неважно. Главное, что режиссер ясно показывает: Джордан зарабатывает бешеные деньги вовсе не на торговле воздухом, в чем его и ему подобных обычно обвиняют. Нет, на самом деле он продает людям то, в чем они отчаянно нуждаются и за что готовы платить любые деньги. Джордан продает надежду. В данном случае надежду на быстрое и сказочное обогащение.

Жизненная установка Джордана проста: «каждый человек хочет стать богатым», именно на это стремление Джордан давит. Неважно, кто перед ним: помощники, рядовые сотрудники, клиенты фирмы, агенты ФБР, всем Джордан страстно и напористо продает одно и то же: надежду разбогатеть. И что немаловажно – для кое-кого эта надежда реализуется, в наибольшей степени, конечно, для самого Джордана и его ближайших помощников, что-то достается сотрудникам, ну а клиенты оказываются внизу пищевой цепочки; они платят за всё.
Джордан одновременно и продает мечту о мгновенном, сказочном богатстве, и реализует ее. Он – воплощение того духа погони за сокровищами, что вел конкистадоров через джунгли Амазонки, пиратов через опасные воды Карибского моря, золотоискателей через снежные поля Аляски. Джордан – потомок героев Джека Лондона, только не тех, что своими руками мыли золото, а тех, кто быстро сообразил, что гораздо легче и безопаснее делать деньги на золотоискателях и их легковерной жажде быстрого обогащения.
Скорсезе разоблачает лживую, мошенническую систему «финансовых пузырей», но надо отдать должное – он прекрасно понимает, что эта система держится не на Джордане, а на мощнейшем стремлении людей «срубить много денег полегче и побыстрее». И это вовсе не какие-то мерзавцы, это обычные люди, которые хотят обычного человеческого счастья и наивно думают, что бешеные деньги это счастье им дадут. И потому они так легко поддаются на слова Джордана, а многие из них и вовсе с радостью готовы идти за Джорданом, подчиняться ему, учиться у него облапошивать других.
Одна из самых сильных сцен в фильме: после разгромной статьи в журнале «Форбс», в которой Джордана клеймят как авантюриста и мошенника, его контору осаждают сотни молодых людей – все они с восхищением смотрят на «волка с Уолл-стрит» и все хотят у него работать. И в конце фильма, казалось бы, потерявший работу, отсидевший срок в тюрьме, выброшенный из жизни Джордан обнаруживает, что он всё так же остается для множества людей героем и что его готовы слушать как величайшего пророка. И, что для него самое главное, конечно, готовы выложить свои денежки, чтобы он учил их...
Чтобы показать то постоянное напряжение, в котором находится Джордан, и его энергичность, невероятную жизненную силу, Скорсезе прибегает к эпическому преувеличению. Если главный герой пьет виски, то сразу ящиками, если нюхает кокаин, то горстями, если глотает «колеса», то целыми банками, если накачивает сотрудников на плодотворное выманивание денег у клиентов, то в таких выражениях, каких постыдился бы и портовый грузчик (в русском переводе это несколько смягченно, но всё равно вполне понятно). И, разумеется, Джордан занимается сексом со всеми женщинами, которые оказываются в поле его зрения, от дешевых проституток до элитных супермоделей.
Вообще, в фильме содержится какое-то зашкаливающее количество сексуальных сцен, снятых с максимальной откровенностью. Впрочем, смысл бесконечного разврата становится понятен быстро: для Джордана и его помощников секс тесно, неотрывно связан с зарабатыванием денег. И то, и другое лишь проявления жадного, маниакального стремления подчинить себе весь мир, грубо говоря, поиметь всё и сразу. Такой вот живое доказательство справедливости фрейдомарксистской.
Леонарду ДиКаприо выпала очередная сложная роль. Он играет героя – в таком классическом, почти сказочном понимании этого слова. Джордан Белфорт представляет собой очень мощную и целеустремлённую личность. Он подчиняет своей воле других людей, он ведет за собой и никогда не сдается. При этом он, как и положено герою, в глубине души всегда остается вечным подростком. Отсюда проистекают и его энергичность, и страсть к побрякушкам – приметам роскошной жизни, равно как и невероятная сексуальная активность, и неразборчивость в связях, и полная неспособность построить нормальные семейные отношения. ДиКаприо справляется с этой ролью во всей ее сложности и многогранности с блеском.
И, разумеется, стоит отдать должное режиссерскому мастерству Скорсезе. Браться за такой материал, без единого сюжета, а просто набор отдельных эпизодов из жизни весьма непростого персонажа, было весьма рискованно. И Скорсезе действительно удивил тем, как он собрал разрозненные сцены в единое захватывающее зрелище, длящееся три часа и не дающее оторваться от экрана ни на секунду, как аккуратно соединил драматическое с комическим и обыденное с героическим.
Только ближе к финалу фильм начинает немного сдавать, что вполне закономерно: нет сквозной истории – нет нормального финала. Только вот непонятно, какой финал в данном случае вообще возможен. Ведь Скорсезе на самом-то деле рассказывает историю не о Джордане Белфорте, а о человеческой страсти к наживе, которая, увы, сопровождает человека с незапамятных времен до наших дней, и явно не собирается никуда исчезать.

Автор: Комраков Олег
Статью прочитали 832 раз(а)
Комментариев: 0


Комментарии к статье:

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений