ГлавнаяСтатьиСтатьи - рубрика Отдых и путешествияНижний Новгород: город с железным характером

Нижний Новгород: город с железным характером

10.12.2015

Нижний Новгород – шумное место: город ярмарок, город заводов. Местные рабочие-механики оживляли огромные дребезжащие машины и заставляли их подчиняться себе. Шумные ярмарки, как ураган, проносились по улицам и площадям, делая город богаче и лучше.
Главное, что должен сделать турист за время пребывания в Нижнем Новгороде, – понять его сложный сумбурный характер: немного строгий и даже жесткий, при этом сильный, отважный, гордый.

В советское время (с 1932 по 1990 гг.) город носил другое название – Горький в честь знаменитого отечественного писателя. Новое имя, в отличие от исконного, всегда неестественно и притянуто. Но в случае с Нижним Новгородом, оно очень точно передает атмосферу отдельной главы его славной истории. Тяжелый труд на заводах во время войны, пострадавшие от бомбежек здания, вкус металлической пыли во рту – чем вам не Горький?

Немцы еще до начала войны определили город как важную цель для нанесения ударов, поскольку знали о наличии здесь больших производственных мощностей.

В городе есть необычная достопримечательность, посвященная Великой отечественной войне. Она прославляет одновременно горьковчан-фронтовиков и тыловых рабочих. Панно «Великая победа» было открыто к 69-летию победы над немецким захватчиком. Оно размещено в нишах нижегородского кремля и представляет собой мозаику, созданную примерно из 15 тысяч фотографий военных лет.

Если смотреть на панно издалека, то несметное количество мелких фотокарточек складываются в три цельных образа: в центре композиции – танк Т-34, слева – истребитель Ла-5, справа – залп реактивной установки «Катюша». Вся эта техника в военные годы производилась или собиралась на многочисленных заводах Горького.

Стоит только приблизиться к композиции – и вот они: лица героев, воинов и людей, с которыми тесно соприкоснулась война.

Панно выполнено из высокопрочного материала и неподвержено разрушительному влиянию внешней среды. Собиралось оно вручную кусочек за кусочком.

Над его созданием трудился уникальный специалист – нижегородский фотохудожник Игорь Пшеницын. Он первый в России мастер, освоивший технику FrameUnite Art.

2360 танков, 1500 самолетов, 9000 самоходных установок, 10000 минометов произвели горьковчане в содрогавшемся от постоянных авиаударов городе. Эти данные выбиты на табличке, установленной у стены нижегородского кремля в рамках постоянно действующей выставки «Горьковчане – фронту». Здесь можно увидеть образцы военной техники, производимой на местных заводах.

Нижегородский кремль обладает тем же твердым и непоколебимым характером, каким отличаются местные жители. Он был построен в XVI веке и представлял собой самое прогрессивное для того времени фортификационное сооружение. Несколько раз крепость подвергалась атаке со стороны Казанского ханства, но ни разу не была взята врагом.

Нижегородский кремль включает в себя 13 башен и крепостную стену.

Еще одна достопримечательность, посвященная большим механическим организмам, находится за пределами города. В поселке Сортировочный можно соприкоснуться с железнодорожной техникой начала XX века. Коллекция насчитывает 15 моделей паровозов отечественного, шведского и немецкого производства.

Когда-то, громко пыхтя и выдувая клубы дыма, они рассекали огромные пространства, перевозя пассажиров и доставляя грузы. Все экземпляры красивы и уникальны. Коллекцию с огромным азартом собирали по всей стране в течение нескольких лет. Чуть позже ее дополнили старинными подвижными составами (пассажирским и товарным).

Рядом с такими громадами можно легко почувствовать себя героем приключенческого фильма. Размер колес вблизи впечатляет. Главное – все можно трогать, почти везде лазить. Карабкаясь по лестнице на крышу паровоза или взбираясь на высокую подножку легко вообразить, будто на полном ходу скрываешься от преследователей.

В некоторых моделях можно попасть в кабину машиниста. Но большая часть дверей, к сожалению, заварена.

Вход в музей «Паровозы России» бесплатный, территория не охраняется. Несмотря на попытки вандалов испортить экспозицию, модели пребывают в неплохом состоянии. Их регулярно подкрашивают и ремонтируют. Кованые ретро фонари, насыпи гравия, мощеные дорожки создают прекрасную основу для погружения в эпоху.

Несмотря на достаточно узкую специализацию на промышленности, город совсем не похож на железного голема. Он может быть шумным, веселым, галантным, возвышенным, романтичным.

Благодаря выгодному расположению на месте слияния двух рек, Нижний Новгород в XIX веке становится крупнейшим экономическим центром страны, площадкой для проведения грандиозной нижегородской ярмарки, на которой встречались экономические интересы России, запада и востока. Приток денежных средств подталкивал город к развитию.

В историческом центре Нижнего Новгорода царит атмосфера не столько праздника, сколько волнительной подготовки к нему.

Большая Покровская улица такая, какой должна быть главная улица города: достаточно широкая и достаточно нарядная. Исторически она считалась дворянской и была ориентирована на привилегированные слои общества. В настоящее время здесь мирятся между собой здания разных архитектурных стилей и назначений: сувенирные лавки, уютные ресторанчики, магазины модной одежды, художественные театры с высококультурной публикой. Самым необычным по праву можно считать здание государственного банка, напоминающее одновременно европейский замок и русский терем. Выполнено оно в неорусском стиле.

На всем протяжении улицы разбросано множество занятных скульптур, правда современных и не обросших историей.

Прогуливаясь по городу, можно увидеть памятник Минину и Пожарскому, который, казалось бы, должен находиться в Москве. На самом деле, это его точная, но уменьшенная копия. Оригинальный монумент изначально создавался для Нижнего Новгорода, поскольку именно здесь Кузьма Минин начал формировать народное ополчение, освободившее впоследствии Москву от польских интервентов.

Когда работа над созданием монумента была завершена, его сочли слишком значимым для России в целом, поэтому решили разместить на Красной площади в Москве.

С тех пор прошло почти два столетия, прежде чем нижегородцы обрели то, что им по праву предназначалось. Над уменьшенной копией памятника героям работал знаменитый скульптор Зураб Церетели.

Нижний Новгород был построен в особенном месте, где правят простор, размах и масштаб. Бескрайние равнины сменяют поросшие лесом возвышенности. Здесь сталкиваются две крупнейшие реки: Ока и Волга, знакомство с которыми может стать главным событием всего путешествия.

Самые поразительные виды на Волгу можно наблюдать с двух позиций. Первая из них – Чкаловская лестница – самая высокая на постсоветском пространстве. Она превосходит даже знаменитую Потемкинскую лестницу в Одессе.

Стремление проверить, насколько правдивы официальные данные о количестве ступеней, заманило в ловушку не один пытливый ум. Принято считать, что их 560. Но местные жители и любопытные туристы часто приводят другие числа. Причина расхождений кроется в необычной форме конструкции: прямой длинный пролет завершается цифрой «восемь». При подсчете общего количества ступеней часто забывают, что у лестницы есть разветвления, соответственно, нужно учитывать ступени, расположенные по обеим сторонам «восьмерки».

Пересчитывать ступени – не самая удачная затея, куда приятней просто любоваться головокружительными видами на Волгу. В местах пересечения боковых спусков, а также на самой макушке, у памятника В. Чкалову, находятся удобные обзорные площадки.

Другой вариант – полноценное приключение.

Обычно крупные реки в городах пересекают на паромах или с помощью мостов. В Нижнем Новгороде для осуществления переправы через Волгу используется довольно неожиданный вид транспорта.

Нижегородская канатная дорога соединяет Нижний Новгород с городом-спутником Бором. Она задумывалась, как альтернативный вид транспорта для жителей Бора, вынужденных каждое утро переправляться на правый берег реки, чтобы попасть на работу. И в тоже время канатная дорога – довольно востребованный аттракцион. К ее услугам прибегают не только местные жители, но и туристы.

На посадочной станции пассажиру с фантазией легко будет вообразить, что он находится где-то в Швейцарии. Одна лишь деталь его может смутить – отсутствие лыжников.

Нижегородская канатная дорога относится к прогрессивному отцепляемому типу канатных дорог. Это значит, что в пределах станций и на основном участке канатной дороги гондолы движутся с разной скоростью и на разных тросах. В момент отбытия со станции пассажир ощущает сначала значительное ускорение, затем, после щелчка, покачивание, и вот уже он мчится навстречу ветрам.

Канатная дорога бережно проносит кабинку с пассажирами над самой могучей рекой России. Только здесь, на значительной высоте, находясь непосредственно над руслом Волги, можно в полной мере оценить ее размах.

Для любования Окой более всего подходит парк «Швейцария». С высокого берега реки, как с балкона, открывается восхитительный вид на блестящую водную гладь и поросшие зеленью спуски.

Символом Нижнего Новгорода является гордый и статный олень. Его позолоченная фигура гордо взирает на город с вершины главной башни Кремля – Дмитриевской.

Встретиться лицом к лицу с воплощением силы и грации можно на Нижне-Волжской набережной, недалеко от подножия Чкаловской лестницы. Пятиметровая скульптура оленя состоит из множества собранных воедино пластин. Выполнена скульптура из нержавеющей стали – материала нехарактерного для подобных конструкций. Над созданием композиции работал представитель современного искусства, венгерский скульптор Габор Миклош Жоке.

С приходом темноты включают подсветку, и скульптура преображается. Силуэт оленя, окутанный мутным сиянием, кажется выходцем из сказочной страны.

Нижний Новгород – своенравный город, характер которого не понять с разбега. Сначала он кажется хмурым и строгим. Но будьте готовы, в какой-то момент его отстраненность сменится радушием. Он увлечет заинтересованного путешественника в круговорот событий, окутает искренней теплотой, и будет веселым и добродушным.

Фотографии Н. Гончаровой.

Автор: Гончарова Ольга
Статью прочитали 1910 раз(а)
Комментариев: 1


Комментарии к статье:

0
после таких статей так и хочется поехать и посмотреть самим... спасибо за интересный рассказ.
Имя Цитировать 0
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений