На «Краю света»

14.06.2012

В Зеленограде 10 июня прошел Фестиваль традиционной русской культуры «Край света» – с фольклорной музыкальной программой, исторической реконструкцией, народными играми, русской кухней, полетами в небо и праздничным салютом. Событие обещало быть крайне наполненным, если бы над ним внезапно не сгустились тучи: от запланированных трех дней власти оставили фестивалю только один, программу пришлось срочно сокращать, и этот единственный день начался с упорных дождей. «Нужно быть законченным оптимистом, чтобы делать такие фестивали», – думала я, отправляясь посмотреть, что же в итоге у них получилось…

Оптимизм организаторов был вознагражден солнцем, выглянувшим буквально за полчаса до торжественного открытия фестиваля. А его центральным событием, конечно, стала историческая реконструкция эпизода войны 1812 года.

«Смешались в кучу кони, люди, и залпы тысячи орудий…»

Реконструированная битва за русскую «деревню» оказалась очень увлекательным и интересным зрелищем. Кони и люди действительно были – в исторической реконструкции и праздничном шествии фестиваля приняли участие 40 «гвардейцев Наполеона» и 40 русских «солдат» и «офицеров». Было даже некоторое количество зрителей, которые пришли, несмотря на дождь. Со своей специально отгороженной площадки они смогли лицезреть великолепную постановку – кавалерийские атаки гусар и пехотную оборону, артиллерию и пушечные залпы, взрывающиеся в траве. Война происходила под музыку и обстоятельные комментарии ведущего. Больше всего происходящее, вероятно, напоминало киносъемку исторического фильма, на которой повезло постоять рядом.

Деревню – несколько дощатых домиков, крытых сеном и сожженных французами – отбивали русские егеря и гвардейцы русской армии. Каждый полк в этом «почти-как-всамделишном» сражении представлял какой-нибудь московский клуб исторической реконструкции, а организатором и режиссером постановки стал центр военной истории и культуры «Гвардия» под руководством Георгия Истомина.

Именно этот центр, кстати, проводил в Зеленограде зимнюю реконструкцию битвы Великой Отечественной войны – как и сейчас, по приглашению управы района Крюково, в которой явно кто-то крайне симпатизирует этому виду любви к истории. В ноябре 2011 прошлого года «бой» начался практически без всяких анонсов и объявлений для жителей, возле одной из школ в новой части города, прямо под окнами у пораженных зеленоградцев, которые от неожиданности стали звонить в УВД и МЧС. Теперь взрывы, стрельбу и музыку сразу вынесли на поле за 16-м микрорайоном.

Русские александрийские «черные» гусары – «гусары смерти», как представил их ведущий – Семёновский и Литовский полки Российской императорской лейб-гвардии, французская легкая пехота и Четвертый гусарский парижский полк – то сходились в сабельных стычках, то предпринимали атаки с флангов или стреляли друг в друга из ружей. Один из грозных гусаров после рассмотрения через «зум» объектива оказался женщиной, прямо как в «Гусарской балладе». Оказывается, и прекрасным дамам в военную реконструкцию дорога не заказана.

Убитых на поле, конечно, не было – были только упавшие в траву или грязь, наверное, абсолютно идентичную русской грязи двухвековой давности.

Не менее впечатляюще воевала артиллерия. И русские, и французские пушки в соответствии с диспозицией расположились позади войск и периодически палили. Тогда бравую музыку дополнял свист летящих ядер, а на поле раздавались вполне натуральные взрывы, заволакивающие дымом всё вокруг.

Вспомнив о дожде, я не смогла не полюбопытствовать, как война сочетается с погодой, и вообще – как это всё устроено.

– Конечно, под дождем нам пришлось бы туго, невозможно было бы использовать все приготовленные пиротехнические эффекты, – рассказал Георгий Истомин, режиссер постановки. – Для всех выстрелов и пиротехники необходима, как-никак, искра, а какая может быть искра под дождем в поле? Но репетировать, выгружать и седлать лошадей и разминаться нам, конечно, пришлось в дождь. Что касается пушек, то они, разумеется, стреляют не ядрами, а просто пиротехническими зарядами. А потом, через несколько секунд, по дистанционной команде с пульта оператора, взрываются заряды в траве.

– А как же воевали в настоящей войне 1812 года – порох ведь тоже требовал сухости и искры?

– В реальных исторических сражениях при дожде на пушках использовались специальные кожаные чехлы, защищающие от сырости, но – смотря какой дождь. Известный исторический пример – битва при Ватерлоо, когда полил сильный ливень, дороги развезло, и артиллерия просто не могла по ним проехать. Битва остановилась на несколько часов. Так что война и погода… По-всякому бывало, всё зависело от приказа командира – известны случаи, когда, наоборот, под прикрытием непогоды высылалась вперед кавалерия и заходила в тыл. Но в основном все значительные военные кампании начинались весной и проходили до осени. Зимой воевать было очень тяжело и затратно: теплая одежда, дороги, транспорт и прочие сложности...

Один из французских полков в «сражении» – Второй швейцарский полк – оказался зеленоградского происхождения: это клуб военно-исторической реконструкции Александра Вилкова (в реконструкции его имя – Франсуа), существующий в Зеленограде с 1994 года –один из старейших в движении военно-исторической реконструкции. Среди его членов – москвичи, зеленоградцы и жители области возраста от 12 до 48 лет. Каждый из них имеет полный комплект военной формы и муляжи исторического оружия. Клуб сотрудничает со Швейцарской военной академией и отделом обороны посольства Швейцарии в России и ведет научно-исследовательскую работу по истории полка и швейцарских воинских подразделений XVIII-XIX веков. А еще, конечно, постоянно участвует в исторических парадах, торжественных мероприятиях и реконструкциях сражений.

«Швейцария никогда не относилась к числу завоевателей, но ее воинские подразделения, на основе межгосударственных договоров, несли службу значимым монархиям Европы. И по сей день швейцарские гвардейцы несут службу в Ватикане, – сообщает сайт клуба. – Швейцарские гвардейцы были последним подразделением, защищавшим французского короля в дни Великой Французской революции. Первый император Франции Наполеон Бонапарт вновь призвал швейцарцев на французскую службу. В начале зимы 1812 года французские войска бежали, преследуемые и уничтожаемые русской армией. Наполеоновская «Великая армия» Европы казалась неспособной к организованному сопротивлению. И тогда многотысячный контингент русских войск был остановлен тысячью швейцарцев – успешно преодолев ключевую переправу, остатки Великой армии вырвались из русских снегов и сохранили веру в победу вплоть до окончания эпохи Наполеона в битве при Ватерлоо. Только после подписания им капитуляции и роспуска Великой армии швейцарцы с честью вернулись в родные Альпы».

В реконструкции поучаствовал и зеленоградский «Средневековый город» – общественное молодежное волонтерское объединение, занимающееся возрождением русских национальных традиций и проведением «игр во дворах». Этих ребят в холщовых рубахах и сарафанах можно встретить на каждом зеленоградском городском празднике, где они обычно организуют площадки с народными играми. А в «войне с французами» они стали «селянами» – жителями сожженной деревеньки, которым по сценарию даже поручили совершить на врагов партизанское нападение с фланга.

Сражение закончилось победой русской армии – зрители кричали нестройным хором «Ура!», проникнувшись увиденным.

Тему народной культуры на фестивале продолжали до вечера волонтеры «Средневекового города» и их игровые площадки с боями на мечах, стрельбой из лука и метанием копья, лаптой, городками, вышибалами и прочими играми.

В мужских боевых искусствах охотно состязались не только мальчишки, но и юные леди.

А в небе над фестивалем почти непрерывно парили один-два параплана. Задуманные полеты на воздушных шарах не осуществились, как и некоторые другие части программы.

– Мы школьники, пришли в «Средневековый город» поработать на лето, – рассказала одна из девушек-волонтеров. – Набор желающих был во всех школах, в том числе под этот фестиваль. Жаль, что части программы не получилось. Мы должны были еще показать реконструкцию церемонии зажигания огня, древнерусской свадьбы, игры и мастер-классы планировалось проводить три дня…

Примерно за неделю до фестиваля стало известно, что он не сможет проходить 12 июня – в День России правоохранительные органы оказались не в силах взять на себя его безопасность, поскольку готовились своеобразно отметить этот политический праздник в Москве, тут уж не до народа и его традиций. Впрочем, это оказалось еще не самой большой неожиданностью. Уже после старта фестиваля 10 июня организаторов известили, что и второй его день, 11 июня, отменен – по той же причине. Концерт фольклорных коллективов удалось спасти, перенеся его в гостеприимный клуб МИЭТа, остальное просто пошло под нож.

– Идея фестиваля во многом не воплощена. – Посетовал Сергей Медведев, руководитель «Средневекового города». – От темы традиционной русской культуры осталась историческая реконструкция, наши народные игры, фольклорная часть концерта – но это должен был быть нон-стоп на три дня. Мы всем рассказали, всех уговорили участвовать, столько готовились к этому мероприятию! Хорошо еще, что выступления ансамблей удалось перенести в МИЭТ. Главная идея фестиваля, конечно, ушла, и мы этим очень расстроены… Но мы всё равно его еще проведем! Он еще будет.

На сцене тем временем закончили петь русские народные песни и надолго воцарилась поп-музыка в стиле «караоке-ресторанного» творчества. Такое впечатление, что многочисленные организаторы – среди которых были муниципалитет и управа Крюково, префектура Зеленограда и несколько общественных организаций – с трудом поделили содержание фестиваля между собой и своими, такими разными, вкусами. В результате, задуманный как этнический, фестиваль превратился в обычную официальную городскую гулянку с непритязательной программой «для масс».

– Я высказал свои критические замечания организаторам, которые меня пригласили, –поделился Георгий Истомин. – Считаю, что у проекта была очень слабая информационная поддержка, хотя, конечно, непогода тоже повлияла на количество зрителей. Но люди приходили и говорили: «Что тут у вас? Мы просто услышали – стреляют, музыка, и пришли, мы даже не знали, что тут будет такой праздник!» А нам хотелось бы, чтобы приходило как можно больше людей, особенно молодежи – мы же для них это делаем. Второй момент: нельзя смешивать военно-патриотическую тематику, связанную с реконструкцией, с историей, и развлекательную современную часть. Важна атмосфера! А сегодня после торжественного открытия вдруг вышла какая-то певица и начала петь какие-то попсовые песенки. Кому это нужно? Абсолютная ошибка с точки зрения драматургии события, просто испорченное настроение – люди были эмоционально заряжены воспринять историческую тему, реконструкцию, а им – вот что. И подбор репертуара на фестивале должен быть соответствующим, раз уж заявлен этнофестиваль и фольклорные ансамбли – пусть звучит народная музыка. То есть, режиссерски всё было немного непродуманно. А в целом, считаю, всё прошло неплохо. Мне понравилось, как после нашего выступления заработали все эти игровые зоны с русскими народными играми и состязаниями, которые проводили ребята-волоентёры –это всё было очень в тему, и для первого опыта проведения такого фестиваля очень даже неплохо. С «Средневековым городом» мы только познакомились в этот раз, их девушки и ребята участвовали в прологе нашего выступления. Если они в будущем обратятся к нам с какой-то инициативой – мы готовы помочь, у нас хорошие отношения с разными средневековыми клубами. Тогда на этом фестивале можно устроить такие вещи!

Впрочем, горожане отдыхали, веселились, собирали цветы, прогуливали детей, для которых работала детская площадка с мастер-классами и батут. Заходили на ярмарку народных мастеров и угощались пирожками с чаем. Народные традиции бывают всякими…

«Край СВЕТА – Зеленоград всегда был городом солнечным, легким. Древние славяне поклонялись солнцу. Отношения между людьми в России на протяжении веков были теплыми и душевными. Смысл фестиваля – сохранить тепло человеческих отношений, соединить традиции наших предков и современность в новом пути, не утеряв человеческое, вечное», – написано в группе организаторов фестиваля Вконтакте.

И спор в комментариях:

«Мы стоим на краю света – еще шаг, и мир погрузится во тьму. Слишком рациональный подход к человеческим отношениям убьет нормальные чувства к людям, а на этом чувстве строится вся цивилизация».

«Мы стоим на краю тьмы и скоро будет начало Света!»

«Для этого нужно прилагать все усилия, на которые мы способны!»

«Край света начинается там, где наши помыслы касаются вечности…»

«Раз так – хочу, чтобы у тех, кто задумал фестиваль, хватит иррациональности повторить его, и чтобы всё сложилось как надо, – подумала я. – Тогда в Зеленограде будет свой настоящий этнофестиваль. А на концерт в МИЭТ завтра идти не хочу. Чего я не видела на концертах». И не пошла.

Фотоальбом: http://vk.com/album-26526655_158577774

Авторы фото – Александр Говорухин, Елена Fenix-Fly

Автор: Fenix-Fly Елена
Статью прочитали 1717 раз(а)
Комментариев: 8


Комментарии к статье:

0
hg94TmZ2icAB
We need a lot more inigthss like this!
Имя Цитировать 0
0
KUDh2OhE19
Four score and seven minutes ago, I read a sweet artlcie. Lol thanks
Имя Цитировать 0
0
aY4CoZjDzkSc
Thinking like that is really imssipreve
Имя Цитировать 0
0
Ольга Шилова
Спасибо. Очень интересно! только вот объявляли. что фестиваль будет 2 дня идти. 10 и 11. И многин пришли 11 июня с детьми. На Праздник. И были глубоко разочарованы. когда увидели только голый пустырь.....
Имя Цитировать 0
0
hg94TmZ2icAB
We need a lot more inigthss like this!
Имя Цитировать 0
0
KUDh2OhE19
Four score and seven minutes ago, I read a sweet artlcie. Lol thanks
Имя Цитировать 0
0
aY4CoZjDzkSc
Thinking like that is really imssipreve
Имя Цитировать 0
0
Ольга Шилова
Спасибо. Очень интересно! только вот объявляли. что фестиваль будет 2 дня идти. 10 и 11. И многин пришли 11 июня с детьми. На Праздник. И были глубоко разочарованы. когда увидели только голый пустырь.....
Имя Цитировать 0
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений