Не «мыльница»!

20.08.2010

В нашем обзоре будем рассматривать зеркальные фотоаппараты начального уровня с матрицей APS-C размером примерно 23х15 мм и матрицей стандарта 4/3 размером 17х13 мм. Такие фотоаппараты и объективы к ним по стоимости намного ниже, чем полнокадровые зеркалки с матрицей 36х24 мм и более.

1) Про фотоаппараты

Главное достоинство зеркального фотоаппарата – большая по сравнению с «мыльницами» светочувствительная матрица, которая дает лучшую цветопередачу, более широкий динамический диапазон и детализацию фотографий. В таких фотоаппаратах больше ручных настроек, которые позволяют сильнее влиять на процесс съемки и на окончательный результат. За все это приходится платить большими размерами и весом по сравнению с компактными камерами, а также сменными объективами и высокой ценой.

Однако в последнее время появились так называемые гибридные фотоаппараты – компактные фотоаппараты со сменной оптикой. Главное их отличие от зеркальных – отсутствие зеркала внутри. Это означает, что они намного легче и меньше «зеркалок», видоискатель в них электронный, поэтому фокусироваться удобнее по экранчику. Большая матрица и сменные объективы у гибридных фотокамер сохранились, как у зеркальных. В целом, гибридная камера привычнее для владельцев «мыльниц», она компактнее и легче, чем «зеркалка».

2) Про объективы

В комплекте с фотоаппаратом («тушка», body) часто продают объективы, называемые китовыми (от английского слова kit – комплект). Главными характеристиками объективов являются фокусное расстояние (например 18-55 мм) и значение диафрагмы (например F/3.5-5.6).

Если в характеристиках объектива указано фокусное расстояние 14-42 мм, то кратность зума определяется как 42:14 и равна 3. Процесс зуммирования в отличие от компактных мыльниц производится вручную поворотом соответствующего кольца на объективе.

Надпись F/3.5-5.6 обозначает положение диафрагмы на крайних значениях зума. Чем эти числа меньше, тем больше светосила объектива и тем больше становится возможность размыть фон на фотографии и подчеркнуть ее объем, а также возможность снимать в условиях недостаточного освещения без вспышки. Для каких-то моментов это очень важно. Например, хорошие светосильные объективы могут иметь и F/1.4, и F/1.8.

Одни и те же реальные фокусные расстояния, указанные на объективах, с учетом размера матрицы могут показывать совершенно разные углы обзора. Для сравнения фокусных расстояний объективов их нужно привести к единому «знаменателю», называемому «35-миллиметровый эквивалент». Чтобы определить эквивалентное фокусное расстояние объектива, надо умножить реальное фокусное расстояние на коэффициент размера матрицы. Данный коэффициент называется кроп-фактором (от английского «crop» – обрезать, кадрировать) и рассчитывается как соотношение диагонали полного кадра (36х24 мм) и диагонали кадра фотокамеры с уменьшенной матрицей. Для CANON кроп-фактор равен 1,6, для NIKON, PENTAX, SONY, SAMSUNG – 1,5, для PANASONIC, OLYMPUS – 2. При этом светосила объектива не пересчитывается.

Рассмотрим пример с объективом Pentax 18-55 мм F/3.5-5.6:
кроп-фактор равен 1,5
18 х 1,5 = 27
55 х 1,5 = 82
Таким образом, эквивалентное фокусное расстояние объектива 27-82 мм при F/3.5-5.6.

Нормальной величиной фокусного расстояния в 35-миллиметровом эквиваленте является 50 мм (поскольку именно на таком фокусном расстоянии угол поля зрения объектива совпадает с углом зрения глаз человека). Короткофокусные (широкоугольные) объективы имеют фокусное расстояние меньше 50 мм, а длиннофокусные – больше.

Широкоугольные объективы в основном применяются для съемки природных и городских пейзажей, интерьеров. Длиннофокусные – для птичек, портретов, репортажей, фрагментов архитектуры.

Надо обратить внимание на реализацию системы стабилизации изображения в фотоаппаратах различных торговых марок. Стабилизация может происходить как в «тушке», так и в объективе. Объективы без стабилизации дешевле своих «одноклассников» со стабилизацией.

Система крепления объектива к «тушке» называется байонет. Всякая торговая марка с богатой фотоисторией имеет свой байонет (CANON, NIKON, PENTAX, OLYMPUS). Некоторые «молодые» марки или уже разработали свой (SONY, SAMSUNG для гибридных фотокамер), или еще пользуются чужим байонетом. Так, зеркальные фотоаппараты SAMSUNG используют объективы с байонетом PENTAX, а фотоаппараты PANASONIC – с байонетом OLYMPUS. Некоторые фирмы (Sigma, Tamron) изготавливают собственные объективы с байонетами для различных торговых марок. Для крепления объективов с байонетом других фирм существуют также специальные переходники.

Вообще, выбор объектива важнее выбора «тушки». Китовые объективы – дешевые, но не всегда качественные. Из-за своего несовершенства они не могут раскрыть всех возможностей фотокамеры. Проявляется плохая резкость, виньетирование, аберрации, дисторсии, неточная фокусировка. Все это ухудшает качество фотографии. Не все фотолюбители готовы мириться с тем, что проявляется в большинстве цифромыльниц, поэтому со временем появляется желание докупить уже более качественный объектив. Однако хорошо зарекомендовали себя такие китовые объективы, как Pentax 18-55 мм, Olympus 14-42 мм, Sony 18-55 мм.

К значимым характеристикам более дорогих объективов можно отнести пылевлагозащищенность и внутреннюю фокусировку. Некоторые объективы снабжены ультразвуковым фокусировочным моторчиком, который своей бесшумной работой делает процесс фотосъемки менее заметным и не привлекающим излишнего внимания.

3) Зеркальные фотоаппараты до 25000 рублей с китовыми объективами

На основании предложений различных интернет-магазинов был составлен список зеркальных фотоаппаратов до 25000 рублей с китовыми объективами.

Матрица APS-C,
кроп-фактор 1,6
Матрица APS-C,
кроп-фактор 1,5
Матрица APS-C,
кроп-фактор 1,5
Матрица APS-C,
кроп-фактор 1,5
Матрица стандарта 4/3,
кроп-фактор 2
Система стабилизации находится только в объективах, обозначенных индексом IS Система стабилизации находится только в объективах, обозначенных индексом VR

Система стабилизации находится в «тушке».
Объективы в системе стабилизации не нуждаются

Система стабилизации находится в «тушке». Объективы в системе стабилизации не нуждаются Матрица меньше, чем у конкурентов, но зарекомендовала себя с хорошей стороны.
Система стабилизации находится в «тушке». Объективы в системе стабилизации не нуждаются
Не очень хороший китовый объектив Не очень хороший китовый объектив Качественный китовый объектив Качественный китовый объектив Качественные китовые объективы

Canon EOS 1000D body + SIGMA AF 18-200 ASP IF DC

Canon EOS 450D kit EF-S 18-55 IS

Canon EOS 500D kit 18-55 IS EF-S (видеосъемка)

Nikon D3000 kit 18-55 VR, kit 55-200 IF-ED DX VR

Nikon D3000 kit AF-S 18-105 DX VR

Nikon D5000 kit AF-S 18-55 DX VR (видеосъемка)

Pentax K-m kit 18-55

Pentax K-x kit 18-55 (видеосъемка)

Sony A380L kit 18-55 (наклонный экран)

Sony A500L kit 18-55 (наклонный экран; лучше, чем CANON 500D и NIKON D5000)

Sony A550 kit 18-55 (наклонный экран)

Olympus E-520 DZ kit 14-42, kit 40-150 (нет видео);

Olympus E-620 DZ kit 14-42, kit 40-150 (нет видео, поворачиваемый экран)

4) Гибридные фотоаппараты до 25000 рублей с китовыми объективами

На основании предложений различных интернет-магазинов был составлен список гибридных фотоаппаратов до 25000 рублей с китовыми объективами.

Матрица APS-C, кроп-фактор 1,5 Матрица стандарта 4/3, кроп-фактор 2, объективы стандарта Микро 4/3.
Матрица меньше, чем у конкурентов, но зарекомендовала себя с хорошей стороны
Система стабилизации находится в объективах. Объективов с новым байонетом имеется очень небольшое количество Система стабилизации находится в «тушке». Соответственно, объективы в системе стабилизации не нуждаются
Китовые объективы SONY от зеркальных камер могут быть использованы только с переходником Объективы стандарта 4/3 могут быть использованы только с переходником для стандарта Микро 4/3

Samsung NX10 kit 18-55 (видеосъемка, яркий экран AMOLED)

Sony NEX-3 kit 18-55 (видеосъемка)

Sony NEX-5 kit 18-55 (видеосъемка)

Panasonic DMC-G10 kit 14-45 (видеосъемка)

Panasonic DMC-GF1 kit 14-45 (видеосъемка)

Olympus E-PL1 kit 14-42 (видеосъемка)


5) Выбор

Многие из представленных в обзоре фотокамер способны радовать вас отличными фотографиями. Чтобы понять, что же для вас наиболее важно при выборе фотоаппарата, расположите следующие критерии по убыванию значимости:

  • торговая марка (пример: вдруг какая-нибудь «Лада Калина» точно не нужна);
  • вес и размер;
  • штатный аккумулятор или батарейки (батарейки доступнее, но для аккумуляторных батареек необходимо докупать зарядное устройство);
  • матрица (чем больше матрица и меньше в ней мегапикселей, тем лучше);
  • экранчик (размер, качество, поворачиваемость);
  • стабилизация в «тушке» или в объективе (дорогие объективы или отсутствие в них стабилизации);
  • наличие видеосъемки (640х480, HD, а может достаточно домашней видеокамеры).


Свое мнение о внешнем виде, удобстве хвата, расположении кнопочек, меню, громкости работы затвора и фокусировочного моторчика лучше составить после посещения магазина.

Когда выяснится ваша «шкала ценностей», то вы сможете осознанно выбрать нужную модель фотоаппарата. Еще существует очень известный и полезный совет: сначала отобрать 2-3 претендента, в магазине подержать их в руках, сделать несколько однотипных фотографий на свою карту памяти, посмотреть дома результаты и уже потом окончательно определяться с покупкой.

6) Послесловие

Для более подробной информации можно зайти на следующие ссылки:
по фотоаппаратам
по объективам

Модели фотоаппаратов и их описание можно посмотреть тут.

Не многие магазины продают фотокамеры Pentax, поэтому даю ссылку.

И еще совет: не попадайтесь на удочку субъективного и эмоционального мнения на интернет-форумах, а также агрессивных рекламных кампаний в СМИ.

Желаю удачи в очень непростом выборе!

А может лучше взять хороший ультразум…

Автор: Титкова Татьяна
Статью прочитали 6682 раз(а)
Комментариев: 2


Комментарии к статье:

0
Начинающий фотограф-любитель
Татьяна, спасибо за статью!
Мне все понравилось - и круг затронутых вопросов, и то, как Вы их раскрываете.
Хорошая идея - таблички.
У Вас хорошая рука профессионального писателя и глубокие знания предмета.
Вполне могли бы издать что-нибудь вроде "Цифровая фотография для начинающих".
С уважением,
Сергей
Имя Цитировать 0
0
Начинающий фотограф-любитель
Татьяна, спасибо за статью!
Мне все понравилось - и круг затронутых вопросов, и то, как Вы их раскрываете.
Хорошая идея - таблички.
У Вас хорошая рука профессионального писателя и глубокие знания предмета.
Вполне могли бы издать что-нибудь вроде "Цифровая фотография для начинающих".
С уважением,
Сергей
Имя Цитировать 0
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений