Сколько чая в «чаевых»?

09.03.2010

На одной из популярных в России социальных площадок, в сообществе пользователей Зеленограда, недавно всплыла достаточно интересная и, как оказалось, острая тема. Один из пользователей, работающий в зеленоградском заведений официантом, спросил у остальных: «Почему в Зеленограде так мало людей, которые, придя в ресторан и поужинав, оставляют официантам «чаевые» за сервис?»

И как ни странно, вокруг этого довольно простого вопроса разгорелась жаркая дискуссия: о том, что это вообще за традиция и почему это официанты какие-то такие «особые», что им нужно отдельно доплачивать. А вопрос на самом деле интересный. Давать или не давать? Обязательно или не обязательно? И если давать, то сколько и как?

Начать, пожалуй, стоит с истории вопроса. В английском языке для обозначения «чаевых» денег используется слово tip. Популярный миф об истории возникновения этого слова и традиции «чаевых» в целом гласит, что в 30-х годах XVIII века среди высшего света Англии было популярно проводить послеобеденное время в особых «чайных садах» (tea gardens). Это были небольшие цветочные сады, с музыкой и танцами, которые открывались в мае и принимали посетителей вплоть до начала дождливой осенней поры. На столиках стояли маленькие коробочки с надписью T.I.P.S. (To Insure Prompt Service – «в обеспечение быстрого обслуживания»). Для того, чтобы получить горячий чай как можно быстрее, посетитель бросал в коробку монету. Со временем из сокращения возникло самостоятельное слово.

Однако академические исследования не подтверждают этой теории и считают ее более поздней фантазийной «обратной расшифровкой» ранее возникшего слова. Оксфордский словарь считает это слово заимствованным из воровского жаргона, где оно означало «неформальную передачу чего-то от человека к человеку».

На самом деле гораздо интереснее не происхождение названия, а происхождение самой традиции подобного перехода денег из рук в руки. В настоящее время в нашей перенаселенной городской реальности, где лица и люди сменяют друг друга с калейдоскопической скоростью, мы уже даже не задумываемся, что когда-то все было несколько иначе. Кто сейчас пользуется услугами почтальона или молочника, кто может быть уверен, что его помнит в лицо продавец в аптеке или в табачном киоске?

А еще каких-то сто лет назад человек жил в значительно более узком кругу людей, и важность личных отношений тогда было трудно переоценить. И именно из необходимости налаживания и поддерживания таких персональных связей и возник институт «чаевых». Человек, снимающий квартиру в доходном доме, был вынужден пользоваться услугами строго определенного печника, стекольщика, плотника, дворника, и для получения лучшего сервиса хорошие отношения были лучшим аргументом. Завсегдатай в кафе мог рассчитывать на свежий круассан и кофе, а лихой ездок – на быструю поездку именно потому, что их отличали персонально, благодаря небольшому дополнительному вознаграждению, выданному ранее. Неспроста «чаевые» существуют исключительно в областях, связанных с явным оказанием сервиса одним человеком другому, когда личные отношения могут существенно повлиять на качество.

Современные исследования показали, что в настоящее время практически никто из посетителей кафе или ресторанов, клиентов такси или гостиниц не рассчитывает улучшить возможный сервис при помощи чаевых. Так давать их или не давать?

Правильный ответ на этот вопрос зависит от того, в какой стране, в какой культуре вы находитесь. Некоторые культуры подразумевают практически обязательные чаевые, другие воспринимают такой вид отношений как оскорбление. В настоящее время экскурсионный и культурный путеводитель по любой стране в обязательном порядке содержит информацию о том, кому, как именно и в каком размере следует давать чаевые.

Так, в частности в Японии попытка дать официанту «сверх чека» будет отвергнута, в Исландии и Швеции традиция «чаевых» отсутствует и их также вернут, зато в США плата «за сервис» не просто общепринята, но и законодательно зарегулирована. Работники ресторанного сервиса обязаны указывать все полученные «чаевые» в специальной налоговой декларации, а работодателю запрещено препятствовать получению его сотрудниками дополнительных денег. Более того, в некоторых заведениях вас даже не будут спрашивать, хотите ли вы дать «на чай» или нет – плату «за сервис» просто включат в общий счет. В Финляндии и Германии это общепринятая практика. А в Арабских Эмиратах, напротив, кафе и рестораны не имеют права получать с посетителей деньги сверх счета под угрозой административного преследования и лишения лицензии. Варьируется также круг услуг, за которые от потребителя ожидаются дополнительные деньги. Так, в Китае, например, носильщик примет излишек с благодарностью, а водитель такси или официант в ресторане обязательно вернет гостю сдачу. Кроме того, от страны к стране меняется и размер «чаевых» – от 20-25% в США, до 3-5% в большинстве европейских стран.

Но вернемся к России. Институт «чаевых» в России весьма устоявшийся, имеющий более чем столетнюю историю. Гиляровский в своей известнейшей книге «Москва и москвичи» пишет о том, что в дореволюционной России половые и официанты в трактирах и ресторанах вообще не получали никакого жалования. Более того, в «теплых» местах они сами приплачивали хозяину дань, «с места». Разумеется, из «чаевых». Которые, впрочем, назывались гораздо проще – «на водку». С тех пор, кроме названия, мало что изменилось – многие работодатели сознательно устанавливают официантам и барменам зарплату на уровне минимально разрешенной, рассчитывая, что остальное они «доберут» самостоятельно.

Общепринятым уровнем «чаевых» в России является 10-15% от общего счета, которые посетитель может вложить в папку с чеком. Сумма менее 5% большинством официантов считается оскорбительно малой и может быть демонстративно возвращена посетителю. И если для того, чтобы отличиться «хорошими чаевыми», нужно дать заметную сумму, то посетитель, рассчитавшийся «копейка в копейку» может быть уверен – его лично в этом заведении запомнили. Приходить сюда в ближайшее время еще раз будет опрометчивым поступком – сервис будет максимально отвратительным.

Так оставлять ли чаевые или нет? Это каждый решает самостоятельно. Если место вам понравилось и вы рассчитываете вернуться сюда еще неоднократно, то имеет смысл заручиться небольшим расположением персонала, а если вы одноразовый гость и обслуживание вызывало у вас лишь раздражение – конечно нет.

Расчет «строго по чеку» – это не просто пощечина официанту. В некоторых заведениях, которые практикуют «общий котел» из дополнительных денег для всего персонала (а так бывает и довольно часто) – это еще и довольно жесткое наказание, которое, будучи произведено неоднократно, вызовет массу вопросов к нерасторопному сотруднику со стороны его коллег.

Автор: Руденко Денис
Статью прочитали 8733 раз(а)
Комментариев: 46


Комментарии к статье:

Страницы: 1 2 3 4 5 След.
0
ваня
да одни жлобы в зелеке
Имя Цитировать 0
0
А
Самое смешное,когда мужчина расплачивается и оставляет официанту.а его женщина,как только он отвернется,вытаскивает деньги из счета!
Имя Цитировать 0
0
самвел
оставляйте. эти люди выносят огромный груз за рабочий день на своих плечах. не оскудеете.
Имя Цитировать 0
0
XXX
Priezjayut otdihaty v turciyu gosti i smotrya na nih ash ohota samomu daty im chaevi...tresutsya za kajduyu kopeyku a kogda v otele nachinayut kapriznechaty chto edu dayut plohuyu ne smotrya chto oni doma v jizne takuyu edu ne videli tak eto sovsem rjach poluchaetsya.prodoljayte takje ne ostovlyaty chaevi i na vas budut obrashaty vnimanie na vse 100%....
Имя Цитировать 0
0
Виталик
да можно дать на чай, чё здесь токого необеднееш же. я всегда даю.
Имя Цитировать 0
0
Виталик
да можно дать на чай, чё здесь токого необеднееш же. я всегда даю.
Имя Цитировать 0
0
Сергей
Какие могут быть "чаевые" в стране "рабочих и крестьян"...это же Культура ! Современные посетители ресторанов хоть и стали зарабатывать больше, но это по прежнему всё те же "дети Шариковых".
И кстати говоря в Зеленограде особо не принято питаться в ресторанах и прочих кафЕйнях, не тот менталитет и доход.(((
А если рассматривать Москву, то в большинстве заведениях З/П персонала минимальна, основной доход это "ЧАЙ" , в особо пафосных заведениях за смену может доходить до 100000рублей, но я бы не сказал что это лёгкие деньги учитывай прес на мозги всяких чинов селебрети и прочего "золотого Г"

P.S.: Сам чай оставляю с учётом сервиса, если оф-т был не назойлив, не видим и в тоже время расторопен и всегда под рукой когда надо, то благодарность моя ему лично будет 20-30% от счёта.
Имя Цитировать 0
0
ляля
Ну, с вашими-то доходами можно! И от 20-ти не обеднеете!
Имя Цитировать 0
0
Надо было учиться в своё время, чтобы не работать за мезерную зарплату :(((
Имя Цитировать 0
0
Lyudusha
люблю чай!
Имя Цитировать 0
Страницы: 1 2 3 4 5 След.
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений