ГлавнаяСтатьиСтатьи - рубрика Куда пойтиРуссо-Балт. Первый. Легендарный

Руссо-Балт. Первый. Легендарный

Руссо-Балт. Первый. Легендарный
17.01.2020

Долгое время бытовало мнение, что до 1917 года в Российской Империи не было автомобильного производства. Увы, это не так. История отечественного автомобилестроения началась летом 1896 года, когда на XVI Нижегородской Всероссийской промышленной и художественной выставке, был показан «Экипаж вполне русского производства» - первый отечественный автомобиль, построенный Евгением Александровичем Яковлевым и Петром Александровичем Фрезе. Сейчас трудно сказать, было ли начато производство таких автомобилей или нет, да и сведений о дальнейшей судьбе этого автомобиля не имеется, никто из посетителей выставки разработкой Е. А. Яковлева и П. А. Фрезе не заинтересовался, а царь Николай II решил, что это механическая игрушка. Но, тем не менее, начало отечественному автомобилестроению было положено. В 1898 году Евгений Александрович Яковлев умер, его предприятие перешло к другому владельцу, которого автомобили не интересовали, а Пётр Александрович Фрезе наоборот заинтересовался новым видом транспортного средства, в 1899 году его фабрика получило наименование «Акционерное общество постройки и эксплуатации экипажей и автомобилей Фрезе и Ко». В том же 1899 году предприятие П. А. Фрезе изготовило шасси и кузова для электромобилей, созданных Ипполитом Владимировичем Романовым, на следующий год приступило к выпуску легковых автомобилей. На этом же предприятии были изготовлены первые отечественные грузовой автомобиль, троллейбус, 10-местный автобус, пожарная линейка, несколько фургонов для петербургского почтамта.

Примеру Евгения Александровича Яковлева и Петра Александровича Фрезе последовали многие наши промышленники и предприниматели, и к 1917 году в Российской Империи было порядка 20 заводов, которые либо выпускали собственные модели автомобилей, либо собирали автомобили из комплектующих, поставлявшихся из зарубежных стран. Кроме того, существовали предприятия, которые по заказу изготовляли кузова, и устанавливали их на заранее приобретённое шасси.

Одним из самых крупных отечественных машиностроительных предприятий в те годы был Рижский Русско-Балтийский вагонный завод. Его история началась с того, что в 1869 году немецкая фирма «Ван Дер Зиппен унд Шарлье», в производственную программу которой входили железнодорожные вагоны и мельничное оборудование получило заказ на изготовление 500 вагонов для Рижско-Двинской железной дороги. Во избежание высоких таможенных пошлин, эта фирма в Риге, на улице Валмиерас открыла свой филиал. Через 5 лет он был преобразован в Акционерное Общество Русско-Балтийский вагонный завод. Как видно из названия, новое предприятие выпускало товарные и пассажирские железнодорожные вагоны, трамваи. Кроме того, в его продукцию входили также артиллеристские передки, различное сельскохозяйственное оборудование, стационарные двигатели внутреннего сгорания и даже самолеты «Илья Муромец» конструкции И. И. Сикорского. За высокое качество выпускаемых им изделий, РБВЗ получил право ставить на них изображение Государственного герба, в 1906 году на Всемирной выставке в Милане, он получил «Гран-При».

В 1907 году Председатель правления М. В. Шидловский предложил организовать на заводе производство автомобилей. Руководство эту идею поддержало, и на следующий год на РБВЗ было создано автомобильное отделение, которое возглавил Иван Александрович Фрязиновский. Конструктором пригласили 26-летнего швейцарца по происхождению Жюльена Поттера, работавшего ранее на бельгийской фирме «Фондю» и уже накопившего опыт в проектировании автомобилей.   

Специально построенный в южной части завода цех по производству автомобилей оснастили 142 новейшими станками и оборудованием.

Свой первый автомобиль, получивший название «Руссо-Балт С24-30», РБВЗ выпустил 26 мая (8 июня по новому стилю) 1909 года. В скором времени, на первом «Руссо-Балте» был совершен 600-верстный пробег в Санкт-Петербург, на который ушло 8 часов. По этому поводу, журнал «Автомобиль» писал: «На днях на улицах Петербурга появилась изящная коляска с кузовом гоночного типа, серого цвета, привлекшее всеобщее внимание своим изящным видом и русским национальным флажком у переднего щитка… Коляска эта построена Русско-Балтийским вагонным заводом в Риге для опыта и является первым в России детищем русского автомобильного производства, где каждая часть мотора, шасси и кузова построена в мастерских названного завода, собирающегося уделить ему несколько корпусов для специального автомобильного отделения». Через несколько месяцев, Русско-Балтийский завод выпустил еще два опытных образца таких автомобилей, а осенью 1909 года приступил к их производству небольшими сериями.


Доказательством прочности, надежности и выносливости автомобилей, выпускаемых Русско-Балтийским вагонным заводом, может служить такие факты: редактор петербургского журнала «Автомобиль» А. П. Нагель на «Руссо-Балте С 24-30», выпущенном в 1910 году за 4 года проехал 80000 километров по дорогам России, Западной Европы и Северной Африке без каких-либо серьезных поломок. В начале 1912 года А. П. Нагель и В. А. Михайлов на «Руссо-Балте С24-55» в ралли «Монте-Карло» заняли 9-е место в генеральной классификации и получили первый приз за дальность пробега и первый приз туризма за выносливость. Большой успех и международное признание в крупнейших пробегах и соревнованиях принесла марке «Руссо-Балт» модель «С 24-40», производство которой началось в 1913 году.

Вскоре, после начала производства «Руссо-Балтов» серии «С», Русско-Балтийский вагонный завод приступил к выпуску автомобилей серии «К». Первый автомобиль этой серии – модели «12–15» был представлен в 1910 году.

Автомобили «Руссо-Балт» серии «К» стали вторыми по массовости после серии «С» и одними из самых дешевых производства Русско-Балтийского вагонного завода. Дальнейшим развитием «К 12-15» стали модели «К 12-20» и «К 12-24», отличавшиеся от предшественника более мощными двигателями и увеличенными размерами. Существовала также спортивная модель «К 12-30», развивавшая скорость до 105 километров в час.

1914 год ознаменовался представлением Русско-Балтийским вагонным заводом модели «Е 15-35», разработанной под руководством главного конструктора Э. Фалентина, сменившего в 1912 году на этом посту Ж. Поттера. Автомобили «Руссо-Балт Е 15-35» поставлялись в основном в армию.

В конце 1912 года Русско-Балтийский вагонный завод приступил к производству грузовых автомобилей, на базе которых выпускались автобусы, пожарные, санитарные и другие машины специального назначения.

Таким образом, Русско-Балтийский вагонный завод стал первым отечественным предприятием, где производство автомобилей велось сериями с полной взаимозаменяемостью деталей внутри одной серии, была принята метрическая система мер и наиболее важные посадочные размеры деталей контролировались калибрами. Цифры в обозначениях моделей автомобилей «Руссо-Балт» означали следующее: первая цифра – расчетную или налоговую мощность двигателя, вторая – реальную.

Летом 1915 года, в связи с приближением фронта, Русско-Балтийский вагонный завод был эвакуирован из Риги. Вагонное производство было перебазировано в Тверь, автомобильное – в Петербург и Фили под Москвой.

110-летию начала выпуска автомобилей на Русско-Балтийском вагонном заводе посвящена выставка «Руссо-Балт. Первый. Легендарный», открывшаяся на ВДНХ в павильоне №26, где располагается экспозиция Политехнического музея «Россия делает сама». Центральное место на выставке занимает единственный сохранившийся в мире легковой автомобиль «Руссо-Балт К 12-20», изготовленный в 1911 году.

Когда-то этот автомобиль принадлежал ранее жителю г. Кимры Тверской области, механику по паровым котлам А. А. Орлову. Он приобрел его в 1929 году и эксплуатировал до 1942-го. Зимой 1942 года владелец поставил автомобиль в дровяной сарай, не слив при этом воду из системы охлаждения, в результате чего был разморожен блок цилиндров. Отремонтировать автомобиль не представлялось возможным. Более 20-ти лет простоял «Руссо-Балт» в сарае, пока в 1966 году его не приобрела киностудия имени Горького. К тому времени автомобиль был в очень плохом состоянии: отсутствовали мелкие наружные детали, подлинные крылья и фонари, лобовое стекло, сгнили обивка сидений, тент, изношена резина, требовали капитального ремонта колеса. Металлические детали покрыты слоем ржавчины. Автомобиль отправили в НАМИ на реставрацию, которая длилась 9 месяцев и была закончена в 1967 году. После этого он был представлен в экспозиции Транспорта Политехнического музея.


Компанию «Руссо-Балту» на выставке составляют не менее уникальные автомобили «Пежо БП1» и «Бугатти Тип 57». Появление этих автомобилей на выставке не случайно. Талантливый предприниматель и конструктор Этторе Бугатти, прославившийся созданием дорогих роскошных и спортивных автомобилей, создал свою компанию в 1909 году – в том же году, когда на Русско-Балтийским Вагонном заводе начался выпуск легковых автомобилей. Обе марки прекратили существование, но если «Руссо-Балт» ушла, кажется, навсегда, то «Бугатти» - возрождена, сейчас под этой маркой выпускаются дорогие спортивные автомобили. Но Этторе Бугатти думал и о широких слоях населения со скромными доходами. В 1911 году он разработал проект недорогого автомобиля, который назвал «Бугатти-13». Этот проект Этторе Бугатти предлагал различным фирмам, и, в конце концов, продал его фирме «Пежо». Фирма «Пежо» начала выпускать автомобили по проекту Этторе Бугатти под названием «Пежо БП1», а за небольшие размеры, народ эти автомобили называл «Пежо-Бебе» - ребёнок, дитя, малыш, младенец. Благодаря невысокой цене «Пежо БП1» пользовались неплохим спросом, один из таких автомобилей был в царском гараже, на нём катался царевич Алексей.


А вот в создании автомобиля «Бугатти Тип 57», представленного в 1934 году, принимал участие сын Этторе Бугатти – Жан. В своё время, «Бугатти Тип 57» была самой массовой моделью фирмы «Бугатти», вышедшею в количестве более 750 экземпляров с различными модификациями. Самым интересным и уникальным можно назвать «Бугатти Тип 57» с кузовом Coach Ventoux, выпущенный всего в 30 экземплярах. Не удивительно, что коллекционеры, желающие заполучить такой автомобиль, готовы заплатить за него несколько десятков миллионов долларов. Один из таких автомобилей есть в Москве.

Вместе с настоящими автомобилями, и всем, что с ними связано, на выставке можно увидеть масштабные модели автомобилей «Руссо-Балт» и «Бугатти», а так же различные предметы и артефакты начала ХХ века.

Выставка «Руссо-Балт. Первый. Легендарный» закроется 27 января 2020 года. Посещение выставки – свободное!

 

Автор статьи соб. кор. "Столичной ярмарки" Леонид Толмачёв.


Автор: Столичная Ярмарка
Статью прочитали 635 раз(а)
Комментариев: 0


Комментарии к статье:

 
Текст сообщения*
 
Поможем собраться в школу! Поможем собраться в школу! Зеленоградцев призывают помочь собрать в школу первоклассников из нуждающихся семей
Археология рядом с вами Археология рядом с вами Музей Москвы в реальном времени покажет, как ведется работа с археологическими находками 
Любителям старины Любителям старины В Музее Москвы пройдет Городской блошиный рынок